Глава агентства С.A.T., сооснователь фестиваля «Нашествие», преподаватель факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений», один из инициаторов создания закона об организации концертной деятельности Андрей Матвеев рассказал РБК, как Госдума намерена реформировать концертную индустрию.
Согласно законопроекту (см. справку), предложенному крупными продюсерами и промоутерами, в их числе — продюсеры Иосиф Пригожин и Игорь Крутой, организовывать концерты на площадках размером более 400 кв. м смогут только агентства и промоутеры, вступившие в саморегулируемые организации (СРО).
В каждой из таких СРО должно быть минимум 50 членов. Первую такую организацию — Союзконцерт — создали сами инициаторы законопроекта, ее возглавляет Матвеев. Членский взнос для вступления в Союзконцерт составляет сейчас 150 тыс. руб., но другие СРО могут назначать другой порог. Цель законопроекта, как утверждают его авторы, — защитить права посетителей концертов и установить стандарты проведения мероприятий.
Новые правила раскритиковали известные музыканты — Борис Гребенщиков, Земфира, Александр Васильев, Андрей Макаревич и другие. Они считают, что он не учитывает интересы небольших организаторов концертов и вообще ведет к монополизации рынка под началом Союзконцерта. В интервью Матвеев объяснил, зачем закон нужен рынку в кризисный период, сколько индустрия планирует заработать на госзаказах и почему иностранные артисты получают за выступления в России больше, чем на Западе.
«Концертный бизнес ощущает серьезное падение продаж»
Почему ваш законопроект перед внесением в Госдуму не обсуждался с индустрией, а готовился небольшой закрытой группой?
Во-первых, на тот момент, когда законопроект писался, экспертизы девяти человек, на наш взгляд, было достаточно. Более того, в законопроекте говорится лишь о том, что все концертные организаторы должны войти в так называемые саморегулируемые организации. Дальнейшие инструменты рынка, например стандарты качества рынка, генерируются внутри самих СРО. И теперь, когда наступил этап по производству этих инструментов, мы пригласили рынок к обсуждению. Однако выяснилось, что большинство участников рынка в реальности интересует лишь один вопрос: какова будет стоимость годового членского взноса? Условно, из 20–30 участников рынка в обсуждениях участвуют два-три. Все остальные смотрят, что будет дальше.
Многие говорят, что законопроект на руку крупным организациям и мало учитывает интересы небольших региональных компаний и промоутеров-одиночек. Им надо либо вступать в большую СРО с неподъемным для них членским взносом, либо найти где-то еще 49 участников для создания своего объединения...
История про членские взносы сильно преувеличена. Если мы рассматриваем верхний порог членского взноса — 150 тыс. руб., то, если его разбить на год, это всего 12,5 тыс. руб. в месяц. И если брать организаторов, занимающихся мероприятиями хотя бы раз в месяц (а речь в законе идет не о клубных мероприятиях, а о залах, где больше 500 зрителей), эти самые 12,5 тыс. руб. мало ощутимы. Для организатора, который делает одно мероприятие в год, эта сумма действительно будет большой. Но, во-первых, именно поэтому мы сейчас будем обсуждать тарифную сетку по членским взносам — разброс, скорее всего, будет от 30 тыс. до 150 тыс. руб. Во-вторых, тут на самом деле есть одно возражение.
К примеру, вы приходите в зубную клинику и вам говорят: «Знаете, наш бухгалтер очень хотела стать зубным врачом. Ничего страшного, если она вам сегодня полечит зубы?» Вы же, наверное, откажетесь от такой перспективы. Наши зрители относятся к концертной деятельности не очень серьезно («раз человек может организовать свой день рождения, он и концерт проведет»), но они не всегда понимают, что концерты для них — такой же риск, как и бухгалтер, который сверлит зубы. Концерт — это большое скопление людей, там темно, громкий звук, часто нетрезвые люди. Почему такое мероприятие должен делать человек, который делает его один раз в году? Мне кажется, это безответственно.
Ваш законопроект направлен на то, чтобы убрать непрофессионалов?
Наш законопроект направлен на то, чтобы люди, которые делали массовые мероприятия, были профессионалами. Чтобы у них была мотивация ими становиться, то есть вступать в СРО, которые диктуют определенные стандарты качества.
В нынешней ситуации на рынке вы видите какую-то угрозу своему бизнесу?
Безусловно. Но не в этих маленьких организаторах: нам их рынок не нужен. Дело в том, что во время кризиса любой ретейл, в том числе и концертный бизнес, ощущает серьезное падение продаж. В этом году даже на самых топовых новогодних представлениях для детей потери [падение выручки] составили 30–40 процентов. Это очень существенно. Потому что прибыльность концертного рынка рассчитывается обычно так: нужно продать 70 процентов зала, чтобы начать зарабатывать, то есть прибыль приносят фактически те самые 30 процентов. Сейчас зарабатывать на этом рынке становится все сложнее. Особенно если речь о мероприятиях с валютными расходами, потому что курс меняется день ото дня, а концерты приходится планировать за полгода вперед.
Как новый закон может поднять доходы рынка?
Законопроект поможет не поднять доходы, а скорее в тяжелый момент установить единые правила внутри рынка посредством тех самых стандартов качества, ведь не секрет, что зритель в условиях кризиса предпочитает более качественный продукт. Соответственно, мы боремся за то, чтобы концерты были более качественными. Сейчас концертный рынок, например, начисто проигрывает рынку кинопоказов. По цене в Москве они уже практически сравнялись: стоимость сеанса в выходные дни уже практически равна стоимости концерта в клубе, но качество услуг в кинотеатрах гораздо выше. Потому что рынок кинопоказов был сформирован десятилетия назад, были построены хорошие кинотеатры, сами фильмы стали качествеными
.
Читать дальше...