Выбрать обучение
Музеи XXI века: между виртуальной реальностью и торговым центром
Назад
20 Февраля

Музеи XXI века: между виртуальной реальностью и торговым центром

Одиннадцатого февраля на «Стрелке» состоялась дискуссия «Как это работает: что теряют музеи в гонке за посетителями». Пять директоров самых крупных музеев Москвы спорили о том, вредны или полезны очереди, много или мало 500 000 посетителей для одной выставки и как помочь несведущим разобраться в современном искусстве с порога, если они случайно оказались в «Гараже». Strelka Magazine публикует основные тезисы, прозвучавшие в тот вечер.

В дискуссии приняли участие преподаватели факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» бизнес-школы: Антон Белов, директор Музея современного искусства « Гараж», основатель некоммерческого проекта Gallery White и журнала Artguide; Зельфира Трегулова, искусствовед, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи, куратор международных музейных выставочных проектов; Ольга Свиблова, директор «Мультимедиа Арт Музея», член Российской академии художеств; Мария Насимова, главный куратор Еврейского музея и центра толерантности; Марина Лошак, куратор, филолог, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.


Посещаемость как критерий эффективности музея

Мария Насимова: Для нас посещаемость очень важна. Мы молодая институция, нам всего три года, и, несмотря на весь багаж нашего здания, мы всё равно начинали с нуля. У нас есть специфическая часть в названии — мы также являемся Центром толерантности. У очень многих людей возникает ряд предрассудков на эту тему, с которыми нам в последние три года приходилось бороться. «Зачем нам идти и узнавать историю евреев?» — это самый первый и главный вопрос, который, наверное, задают посетители. Я считаю, что для того чтобы делать выставки искусства, необязательно знать его национальность. В связи с тем, что мы делаем ряд временных экспозиций, которые посвящены не истории, а искусству, мы привлекаем совершенно другую аудиторию другого качества. Пример — выставка скульптур Аниша Капура или выставка «Авангард и авиация», которая была одной из лучших экспозиций в Еврейском музее, но никак не связана с еврейством. Также очень активно на привлечение новых посетителей влияют образовательные проекты, которые мы делаем в рамках музея.

Для нас критерий посещаемости — это критерий нашей эффективности. В первую очередь это зависит и от способа нашего функционирования. Попечительский совет, который обеспечивает нашу жизнедеятельность, действительно принимает основным критерием нашей деятельности не то, сколько мы заработали на билетах, а то, сколько именно людей пришло: неважно, экскурсия ли это для школьников, для которых билеты бесплатные, или же для взрослых посетителей.

Зельфира Трегулова: После выставки Серова можно думать, что, да, для Третьяковской галереи определяющим критерием является посещаемость. На самом деле все прекрасно знают и помнят, что Крымский Вал — это крайне не посещаемое в Москве место. Невзирая на серьёзные выставки, которые происходили в последнее время. Достаточно вспомнить две блистательные выставки — работ Натальи Гончаровой и произведений из коллекции Костаки. И та и другая выставка проходили в течение трёх с лишним месяцев — столько же, сколько выставка Серова. Выставку Гончаровой посетили 140 тысяч человек, а выставку из собрания Костаки — всего 70 тысяч человек. Поверьте, я сделала не одну выставку русского авангарда в своей жизни, но, наверное, 40 процентов из того, что я увидела на этой выставке, было для меня открытием, и эта выставка абсолютно не выработала свой ресурс, не говоря уже о ресурсе постоянной экспозиции Третьяковской галереи на Крымском Валу.

Поэтому для меня, и, думаю, для многих моих коллег, и для тех, кто возглавлял этот музей ранее, ориентация на Крымский Вал, попытка привлечь туда людей была одной из самых главных задач. И мы постарались начать её решать задолго до открытия выставки Серова.

Напомню, выставка Серова открылась 7 октября, и за менее чем четыре месяца туда пришли 485 тысяч человек. Цифра небывалая ни для Третьяковской галереи, ни вообще для выставок русского искусства в Советском Союзе или в России. При этом посещаемость этой выставки никоим образом не является гарантией того, что следующая выставка — а это выставка Гелия Коржева — вызовет такой же наплыв публики. То, что нам удалось добиться на одной выставке такой же посещаемости, как за весь 2014 год, — это очень важный критерий. На Крымский Вал начинают приходить другие люди, другая аудитория, те, кому интересно искусство XX века. А так ни для кого не секрет, что рост посещаемости точно так же, как рост доходов и привлечённых средств — это один из критериев, по которому Министерство культуры оценивает успешность музея и конкретно в настоящий момент успешность того или иного руководителя. Его зарплата напрямую зависит от этих показателей.

Антон Белов: Мы, наверное, находимся в уникальной ситуации — у нас учредителем является семья, и семья занята очень идеологической и социальной функцией изменения общества, развития культуры. С этими задачами связано множество параметров, в том числе посещаемости. С последней напрямую связаны амбиции команды и менеджмента музея, и мы статистику посещаемости воспринимаем как расплату за успех нашей деятельности. Я не могу сказать, что мы страшно стремимся, чтобы у нас были космические очереди, мы боремся за качество аудитории, и для нас принципиально важно растить зрителя, который с каждым годом будет всё более подготовленным приходить на наши выставки. Понятно, что мы крайне рады, что в 2010 году было 50 посетителей, а теперь их тысяча в день. И принципиально важно, что они не входят в музей с ощущением, что это чужое место. Если говорить о количестве посетителей в год, то речь идёт о плюс-минус 100 тысячах человек, но не думаю, что это тот показатель, по которому стоит оценивать результативность музея. Наша зарплата не зависит от количества посещений, как у госмузеев, но есть другая проблема.

Мы располагаемся в парке Горького, и в течение пяти летних месяцев к нам приходит гигантское количество людей, которые вообще впервые в своей жизни оказались в музее. Они оказываются в самом прогрессивном музее, памятнике модернизма, переделанном самым модным архитектором (Ремом Колхасом. — Прим. ред.), с самыми нестандартными выставками, где играют в настольный теннис, где стоят в какой-то комнате и едят пельмени, и ещё все улыбаются, охранники знают русский жестовый язык, проводятся странные экскурсии. Думаю, это лёгкий шок для этой публики, летом количество таких посетителей достигает 70 процентов. Это испытание и для сотрудников музея, и для посетителей.

Наши департаменты работают с этим, существует visitor experience, такой человек, как в Тейте и в Уитни, который отвечает за публику. Он продумывает, что посетители должны испытывать и как проходить экспозицию. «Гараж» издаёт газету и бесплатный буклет к выставке с объяснением, есть аудиогид, и плюс ко всему наши смотрители, гардеробщики и сотрудники кафе проходят подготовительные курсы, так что и они готовы что-то объяснить. Количества путей, чтобы достучаться даже до заскорузлой железобетонной души, очень много.

У нас недавно был случай. Человек совершенно случайно зашёл в «Гараж» и был с самого начала очень отрицательно настроен. Он сдавал пальто, швырнул его гардеробщице и сказал: «Давайте, схожу на вашу эту выставку не-пойми-чего», и гардеробщица очень обиженно сказала: «Что значит „не пойми чего“? Луиза Буржуа». И она начала ему на полном серьёзе рассказывать. Этот посетитель потом позвонил и сказал, что он до сих пор не может пережить этот экспириенс, и дело не в выставке, а в том, что сотрудник гардероба сама прочла книгу и поделилась с посетителем важными моментами, которые она для себя осознала.

Читать далее…

Регистрация
Вход
Учитесь у лидеров индустрии
Войдите в аккаунт, чтобы начать учиться
На указанную почту выслано письмо с инструкцией по восстановлению пароля

Оставить заявку на обучение

Наши консультанты свяжутся с Вами и ответят на любые вопросы о процессе обучения.
Спасибо за обращение!
Спасибо за вашу заявку!
Мы скоро свяжемся с вами.
Мы собираем файлы cookie и применяем рекомендательные технологии
Спасибо за регистрацию! Вам на почту отправлено письмо с инструкциями для подтверждения аккаунта.