Разговоры о ресторанном кризисе в Москве не прекращаются. Одни сетуют на снижение посещаемости заведений общепита, другие — на катастрофический рост цены аренды, а третьи — на влияние продуктового эмбарго на меню. Тем не менее в разных точках Москвы продолжают открываться заведения. В новой серии интервью The Village решил поговорить с теми, кто даже в условиях кризиса не боится экспериментировать, запускать новые проекты и перепридумывать старые.

Один из тех, кто продолжает активно работать на рынке, — Павел Костеренко, сооснователь Friends Forever Company (рестораны Friends Forever, Breakfast Cafe, I Love Cake, Conversation, Brownie Cafe, Scramble). Полтора года назад он создал собственную компанию Local Band Group, запустил рестораны Studio и Local в Кунцеве, а к августу планирует открыть ещё четыре ресторана.
The Village встретился с Костеренко и поговорил с ним о кризисе, работе в спальных районах и дальнейшей судьбе Friends Forever Company.
Как всё начиналось
С детства я хотел связать жизнь со сферой общепита. Моя бабушка работала в столовой при техникуме, поэтому я знал, как устроена кухня изнутри. Когда мне было лет четырнадцать, я очень хотел свою пиццерию. Даже попросил у родителей денег взаймы, но они отказали.
С ресторанами меня связала Москва. Мне было шестнадцать, когда мы с семьёй переехали сюда из Новокузнецка. Я устроился на работу курьером — разносил рекламные открытки по ресторанам. Вскоре стал менеджером — договаривался о размещении этих же рекламных открыток в заведениях. Потом открыл компанию по поставке чая и кофе, проводил по три-четыре встречи в день в разных районах Москвы. Почему-то мне всегда казалось, что я лучше, чем все эти рестораторы. Я видел успешные и неуспешные проекты, и в подсознании копилась информация о том, что делает заведение по-настоящему классным.
Первую попытку открыть что-то своё я сделал в Санкт-Петербурге: запустил там филиал по поставке кофе и чая. Познакомился с рестораторами. Вместе мы создали два проекта: один в автомоечном комплексе, а другой в бизнес-центре. Но они просуществовали только полгода.
В 2008 году я вернулся в Москву. Тогда Нина Гудкова как раз открыла на Петровке первый ресторан Friends Forever. Мне стало интересно, пришёл посмотреть, сразу понял концепцию. Но было ясно, что она очень сырая. Тогда я предложил Нине партнёрство. Так и получился наш союз.
Изначально Friends Forever Company развивалась как сеть, но потом мы отказались от этого формата, потому что у нас не было достаточно знаний и технических возможностей. Моей задачей стало выстроить концепцию: какие тарелки, какие блюда. Я принимал решения о внешнем виде блюд, но никогда не занимался собственно кухней — здесь идеи воплощала Нина. Она не профессиональный повар, и, естественно, мы делали ошибки. Однако меня это никогда не останавливало: либо ты ошибаешься и учишься на этом, либо никогда не строишь ресторан.
Но сейчас Friends Forever — история, которая подходит к концу. Развитие этой компании остановилось. У моего партнёра нет желания идти дальше, а я бизнесмен, мне надоело делать одно и то же. Хочется развиваться в еде, в дизайне, воплощать разные концепции. Поэтому сейчас мы делим компанию.
Читать далее…