Новости
20 апреля 2010

"СПА – это всегда только самое лучшее"

С момента, когда мало кто имел представление о том, что собой представляет СПА, прошло чуть менее двух десятков лет. За это время в beauty-индустрии произошло множество изменений, и теперь Россия стремительно приближается к установившимся на Западе стандартам, согласно которым салон красоты без СПА превращается в простую парикмахерскую. Учитывая наметившиеся тенденции, на специализации "Менеджмент в индустрии красоты и медицинском бизнесе" был выделен специальный курс тематических лекций, которые читает президент Фонда развития философии и индустрии СПА Елена Богачева.

По большому счету все, что сейчас принято относить к СПА, существует уже давно, и подавляющее большинство концепций и подходов нельзя называть изобретением. Отсутствие некой объединяющей структуры не могло не накладывать отпечаток на их общее восприятие, а потому возникновение отдельной индустрии выглядело вполне логичным. "Вообще СПА-индустрия может служить ярчайшим примером того, каким образом можно сформировать потребительский спрос", - рассказывает Елена Богачева. – "Все это известно уже на протяжении долгого времени, но до объединения в некий комплекс услуг никому особо было не нужно".

Чтобы восприятие СПА было примерно одинаковым по всему миру (от специфики той или иной страны, понятное дело, никуда не деться), требовались некие стандарты. Их разработку взяла на себя Международной ассоциации СПА (ISPA). На сегодняшний день ISPA объединяет около 3000 профессионалов по всему миру – они принимают участие во всевозможных форумах и конференциях, постоянно общаются со своими коллегами, проводят различные исследования, одним словом, держат руку на пульсе. Пожалуй, за последние годы члены ISPA доказали и проверили на практике все, что так или иначе связано со СПА.

"Нужно понимать, что СПА – это всегда только самое лучшее, и непосредственно связанные с этим бизнесом люди постоянно занимаются его совершенствованием", - рассказывает Елена Богачева. – "Все это так или иначе связано с установленными стандартами и зачастую ведет к возникновению различных противоречий. И здесь Запад вновь может дать фору России. Если на Западе возникают проблемы или какое-то недопонимание, все объединяются и ищут выход из сложившейся ситуации. У нас с этим существуют определенные проблемы – достаточно сказать, что как таковых стандартов СПА в России пока не существует, и речь сейчас идет только о создании понятийного аппарата".

Тем не менее, на практике СПА-бизнес оказался очень серьезным, прибыльным и привлекательным. "В какой-то момент у бизнесменов даже возникали мысли отказаться от своего основного бизнеса и с головой погрузиться в СПА", - говорит Елена Богачева. – "Впрочем, было бы не совсем верным решением, условно говоря, прекратить качать нефть и заняться прекрасным. Дело в том, что по всему миру СПА принято относить к среднему и мелкому бизнесу, и основным он является достаточно редко".

Согласно исследованиям, годовой доход с 1 кв.метра СПА-салона в Америке составляет 2259 долларов, в Европе – 1737. При этом средняя выручка с одного визита для Америки и Европы приблизительно равна и составляет 118-120 долларов. Цифры, конечно, впечатляют, но все не так безоблачно, как кажется, и в индустрии СПА существуют свои проблемы, главная из которых – нехватка квалифицированных профессионалов. Сейчас в подавляющем большинстве случаев зарплата специалистов составляет около 50 процентов от стоимости процедур, и отсутствие конкуренции едва ли будет способствовать снижению этого показателя. "Западным специалистам зачастую не хватает медицинской квалификации, а российским – сервисной составляющей", - отмечает Елена Богачева. – "Раньше в азиатских странах было много достаточно квалифицированной рабочей силы, ее начали экспортировать, и теперь уже даже восточные страны жалуются на недостаток профессионалов. Конечно, нужно заниматься обучением, но в этом случае опять возникает множество вопросов – например, на какой базе его производить. Получается, одна проблема тянет за собой клубок других".

Если говорить об основных тенденциях развития СПА-индустриии, то в первую очередь стоит выделить взаимную интеграцию рынков СПА и велнес, которые по большому счету, являются близнецами. Разница же заключается в том, что в случае велнеса речь идет об общем подходе к здоровью и отдыху (консультация диетолога, общее обследование, занятия йогой), а в случае со СПА – о более детальном (рассматриваются конкретные концепции и процедуры). Разорвать эти два рынка становится все сложнее и сложнее.

Также стоит отметить усиление синергии между сферами СПА, медицины и гостеприимства и наметившуюся экологическую направленность: сейчас все большим спросом пользуются такие процедуры, как сенотерапия и гречишный массаж, применение же различных приборов сводится к минимуму. Кроме того, очевидно повышается интерес к омоложению – речи о стволовых клетках здесь, конечно же, не идет, но тем не менее.

Наконец, стоит сказать о маркетинговой составляющей СПА-бизнеса. Основным инструментом здесь постепенно становятся подарочные сертификаты – сейчас ими пользуются около 36 процентов клиентов. "В этом плане приятно удивляет разнообразие в подходах", - рассказывает Елена Богачева. – "Сертификаты уже не делают в виде ваучеров или пластиковых карт. На одной из выставок были представлены сертификаты в виде выловленных со дна моря бутылочек, деревянных коробочек с компакт-дисками, паззлов. Такой подход, безусловно, способствует увеличению числа клиентов, которые пользуются сертификатами".

Все это не могло не отразиться на клиентах СПА-салонов. Люди стали понимать, что это такое и осознанно пользуются предоставляемыми услугами. Практика показала, что самыми активными клиентами СПА являются молодые девушки с активной жизненной позицией, а не жены бизнесменов, как это изначально планировалось. По словам Елены Богачевой, преимущество такой аудитории заключается в том, что она умеет грамотно распределять время и деньги – молодых девушек не нужно завлекать, они не предпочтут шопинг или что-то еще, потому что их дни расписаны буквально по часам. Нельзя обойти стороной и такое явление, как смена поколений. Молодые девушки привлекают к СПА своих мам – посредством подарочных сертификатов или совместных визитов. Мамы, в свою очередь, берут с собой дочек, стремясь приобщить их к миру взрослых. Социализация СПА идет полным ходом. Сейчас очень модно становятся устраивать тусовки не в барах, а в салонах, хотя еще несколько лет назад это никому не пришло бы в голову.

Прогнозы по развитию СПА-индустрии на этот год выглядят вполне обнадеживающими. Годовой доход с 1 кв.м салона в Европе увеличится более чем на треть, и составит 2195 долларов, увеличится и выручка с одного визита (157 долларов), а среднегодовой доход индустрии в Европе приблизится к 13 миллионам долларов. Одним словом, СПА-бизнес продолжает оставаться очень привлекательным и, несомненно, продолжит стремительно развиваться – предпосылок к обратному движению пока не наблюдается.

Все новости >