Один из основных героев московского концептуализма, иллюстратор грустных сказок Ханса Кристиана Андерсена и «Веселых картинок», «московский Кьеркегор» (как назвал его однажды художник Борис Орлов) и пражский житель, Виктор Пивоваров открыл в Москве две выставки. В Музее современного искусства «Гараж» можно увидеть его большой проект «След улитки», а в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина — камерную выставку «Потерянные ключи», пишет The Art Newspaper Russia.
В преддверии выставок «Гараж» выпустил обновленное издание книги Пивоварова «Влюбленный агент», той самой, где «жанр потянул одеяло на себя, и получилась автобиография». Плюс путеводитель по выставке, в котором художник выступает в роли экскурсовода, а куратор Екатерина Иноземцева — ученого-комментатора. Если учесть, что Пивоваров сделал еще и интервью с самим собой для журнала Interview, то можно смело считать, что художник выходит на московскую сцену в сопровождении небольшого оркестра персонажей-двойников, от Экскурсовода и Интервьюера до монаха Рабиновича, чье стихотворение об улитке завершает экспозицию в «Гараже».
Улитка оставила след на песке,
Полетов своих траекторию.
Узкий путь Шлифовальщика
Перламутровых пуговиц.
Виктор Дмитриевич, улитка у вас не только ползает, но и летает. Вы решили оспорить известную фразу Горького «рожденный ползать — летать не может»?

Виктор Пивоваров, Автопортрет в юности
Нет. Мне ближе отсылка к Игре в бисер Германа Гессе. Шлифование перламутровых пуговиц с точки зрения практической полезности примерно такого же рода занятие, что и игра в бисер в Касталии. Что же касается улитки, то для меня важно, что это ничтожное, казалось бы, приземленное существо, страшно маленькое и потерянное в огромном мире, оказывается, способно летать. Иными словами, способно на высшие чувства и познание. И одновременно это образ закрытого, интровертного сознания, углубляющегося в самого себя.
Виктор Пивоваров, Лампочка перегорела
Насколько я понимаю, это стихотворение монаха Рабиновича?
Да, это стихотворение монаха Рабиновича, выражающее авторское кредо. А вы, в свою очередь, нарисовали и придумали персонажа по имени монах Рабинович, чью конфессию определить невозможно. Очевидно, что монах Рабинович не православный и не католический монах. Видимо, это человек, который ищет свой личный путь к Высшему.

Виктор Пивоваров, Умиление
Персонажи являются вашим альтер эго?
Смотря какие. Скажем, в Проектах для одинокого человека (это старый проект, но в «Гараже» он представлен новой, специально сделанной для выставки инсталляцией) показана программа сознательного одиночества. Эту программу можно было бы охарактеризовать как монашество в миру. Я сам в своей личной жизни не смог реализовать эту программу. У меня семья, любимая жена, дети. Друзья — немногочисленные, но тем не менее есть. А монах Рабинович реализовал. Можно сказать, что это мое альтер эго, которое смогло пойти по пути одинокого делания.
Читать дальше…