Выбрать обучение
Наталья Григорьева: «Коллекция должна работать»
Назад
14 Июня

Наталья Григорьева: «Коллекция должна работать»

В этом году московский Центр фотографии имени братьев Люмьер в очередной раз выйдет за пределы «Красного Октября» — проектПокорение: наследник авангарда Яков Халип появится на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Там же будет представлена изданная центром первая монография, посвященная творчеству фотографа, а позднее, в ноябре, в самом центре пройдет масштабная выставка мастера. The Art Newspaper поговорил с основателем Центра фотографии Натальей Григорьевойо его будущем, об открытии наследия малоизвестных публике фотографов и о работе с инвесторами.




Как вы начали работать с наследием Якова Халипа?

В 2001 году мы открыли первую частную галерею в Москве, посвященную фотографии. Все делали с нуля: не было ни серьезных собирателей, ни узнаваемых широкому зрителю имен. Мы начали с советского наследия первой половины XX века. На Западе оно уже было узнаваемо, был искусствоведческий материал. Наши выставки — а тогда мы могли себе позволить не более пяти-шести в год, — привлекали и наследников, и авторов. Многие к нам присматривались: слишком много было в 1990-е годы людей, обещавших золотые горы наследникам, а на самом деле безвозвратно выво­зивших уникальные авторские фотографии за границу. Наша репутация складывалась по кирпичику. Для хорошей персональной выставки винтажных работ (сделанных при жизни автора и под его контролем. — TANR) одного автора, нужно было пересмотреть огромное количество материала. Какие-то фотографии приходилось покупать на аукционах, искать в западных галереях и у коллекционеров. Я хорошо помню выставку Бориса Игнатовича, которая дала мне опыт работы с лучшим из лучших. Клавдия Николаевна Игнатович, вдова фотографа, проверяла нас досконально. Мы просмотрели его работы в государственных архивах, прочитали все книги о нем, исследовали его методы печати. Это было серьезное погружение, но репутация Клавдии Николаевны открыла нам дорогу к лучшим именам, нам стали доверять, приносили уникальный материал.

Именно тогда мы по­дружились с семьей Халипов и начали работать вместе. Большинство винтажных фото уже отсутствовало в России. В нашем распоряжении были негативы 1930-х годов, стояла задача не просто изготовить отпечаток, но максимально приблизить его к печати, которой бы пользовался сам автор. Мы нашли печатника, который работал с самим Яковом Халипом. Подбирали баритовые бумаги, привозили их из Франции. Для того чтобы сделать маленькую выставку из 30 работ, требовалось полгода серьезных усилий. Наверное, с этой ювелирной работы все и началось. После открытия Центра фотографии имени братьев Люмьер на «Красном Октябре» выставка Якова Халипа была одной из приоритетных, но сделать ее проходной и формальной я не могла, а сделать хорошо оказалось непросто.


Вы привлекали сторонние инвестиции?

Мы частная музейно-выставочная площадка, инвестируем в нее последние шесть лет сами, а вот на выставочные проекты я ищу партнеров. И слово «партнер» важно отметить. В российском арт-сообществе принято просто попросить денег. Если ты представляешь музей и делаешь благое дело, то нормально рассказывать, как все у тебя плохо, и все, у кого средств больше, чем у тебя, должны это понимать, принимать и помогать. Я считаю, что бескорыстное меценатство, особенно в сложившейся экономической ситуации, — утопия. Наверное, меценатством можно заниматься только в случае помощи детям, старикам и так далее. Во всем, что касается бизнеса (а искусство, арт-бизнес — это все-таки бизнес), нужно находить людей, которым это хоть немного интересно, и придумывать, чем ваш выставочный проект им может быть полезен. Я думаю, что в случае с компанией «Газпром нефть», у которой мы нашли необходимые средства, было в первую очередь понимание того, что это действительно уникальный фонд. Люди хотели помочь, но пытались понять, каким образом, инвестируя, они могут это использовать. В фонде Халипа мы нашли замечательную тему. Это тема Русской Арктики, которую мы покажем на ПМЭФ. Экспедиция Папанина. Халип был единственным фотографом, который туда поехал. Отснял совершенно шикарный материал, которым гордится не только наша институция, но и вся наша страна. Компания Росконгресс, которая организует ПМЭФ, проявила к нашей с «Газпром нефть» идее о проведении выставки на форуме большой интерес. Мы строим там по сути музейную экспозицию.


Каких масштабов планируется выставка на ПМЭФ? Сколько на ней будет работ?

Я думаю, около 100. Это серьезная выставка. Будет презентация монографии о Якове Халипе. На сегодняшний день при всей активизации музеев, наблюдаемой в Москве (проходит огромное количество выставок), мы очень мало знаем о фотографическом наследии XX века в нашей стране. Для того чтобы вызывать интерес к деятельности, которую мы ведем все эти 15 лет, нужно выйти из этого прекрасного помещения на «Красном Октябре» к нашему зрителю.

Читать далее…

Регистрация
Вход
Учитесь у лидеров индустрии
Войдите в аккаунт, чтобы начать учиться
На указанную почту выслано письмо с инструкцией по восстановлению пароля

Оставить заявку на обучение

Наши консультанты свяжутся с Вами и ответят на любые вопросы о процессе обучения.
Спасибо за обращение!
Спасибо за вашу заявку!
Мы скоро свяжемся с вами.
Мы собираем файлы cookie и применяем рекомендательные технологии
Спасибо за регистрацию! Вам на почту отправлено письмо с инструкциями для подтверждения аккаунта.