За последние годы в Москве открывается всё больше новых музеев, а старые не стесняются переезжать в новые места, расширять свои территории и полностью себя изменять. Из хранилища артефактов музеи становятся культурными центрами, которые сочетают в себе досуговую, исследовательскую и социальную формы деятельности. И в этом они не могли бы преуспевать без новой волны молодых сотрудников, которые, окончив гуманитарные вузы, отправляются работать хранителями, методистами и исследователями в художественные, научные и исторические музеи. The Village нашёл нескольких таких человек в главных музеях города и поговорил с ними о том, каково быть молодым человеком в музее и как меняются эти институции.

Полина Козлова, 23 года, младший научный сотрудник, хранитель и куратор ГМИИ имени А. С. Пушкина:
Многие думают, что работать в музее можно только смотрителем. Меня иногда спрашивают: «Полина, ты правда работаешь в музее? Ты что, сидишь в зале? А в каком зале ты сидишь?» Это, конечно, звучит смешно, но случается довольно часто. Нет, в музеях не только сидят в выставочных залах пожилые бабушки. Там работают и красивые молодые девушки, и молодые люди.
Когда я пришла в музей, была уверена, что хочу работать в выставочном отделе. Я думала, что именно там собираются люди, которые придумывают выставки, решают, как выставка будет выглядеть, и в итоге реализовывают проект. Но на самом деле это не совсем так. В Пушкинском выставки делает в основном научный отдел, и за каждым проектом стоит огромная научно-исследовательская работа.
У человека, который идёт работать в музей, должно быть не только хорошее образование, но и определённый базис в виде уровня культуры. Я говорю о культуре общения с людьми, культуре обращения с вещами, внутреннем уважении к тому, чем он собирается заниматься. Особенно это, конечно, касается хранителей. Это люди, которые приходят на свои места на десятилетия. Ты можешь стать хранителем в музее, отработав как минимум год в качестве научного сотрудника. Хранители — очень аккуратные люди, которые заботятся о коллекции и несут ответственность за неё. Перед хранительским экзаменом один из ведущих сотрудников сказала мне: «Запомните, Полина, все эти вещи для вас будут как ваши дети». И это действительно так. Хранитель должен следить за коллекцией, контролировать, чтобы экспонаты возвращались с реставрации в хорошем состоянии, правильно хранились, лежали на своих местах. Это достаточно скрупулёзная работа, требующая внимания и терпения.
Большой плюс работы в музее в том, что ты постоянно развиваешься. На написание всего одного аудиогида уходит очень много времени и сил. Нужно перечитать большое количество литературы, пересмотреть разные источники, составить план. Естественно, в процессе ты узнаешь много нового, погружаешься в тему, делаешь для себя какие-то выводы. И в целом такая работа немного выводит тебя за рамки исключительно профессионального долга. Про себя я знаю, что на выходных я, скорее всего, буду либо что-то читать по выставке, над которой работаю, либо что-то посмотрю, поищу, схожу в библиотеку. И все эти знания накапливаются, а затем появляются новые увлечения. Если пять лет назад мне нравились художники XIX века, то, например, сейчас меня больше интересуют мастера венецианской живописи, я наконец стала их понимать.
Здорово, что сейчас музеи становятся модными институциями. У людей появляется больший интерес к гуманитарному знанию, многие теперь проводят выходные в музеях. Да и сами музеи развиваются. У нас совсем скоро откроется большая выставка «Пиранези. До и после. Италия и Россия» и первая в России ретроспектива Рафаэля. У Третьяковки большие проекты с Ватиканом, в Еврейском музее отличные выставки: они привезли Аниша Капура и показали авангард из региональных центров, галереи In Artibus и «Наши художники» делают очень качественные проекты. Здорово, что все двигается и не стоит на месте. И отчасти это происходит благодаря молодым специалистам.
Меня всегда очень впечатляли западные музеи: мне казалось, что самое важное во всей искусствоведческой работе — делать масштабные выставки, в глубине которых лежат действительно сложные научные изыскания. Но делать их так, чтобы любой зритель с минимальным интересом к истории искусства, без профильного образования, мог прийти и понять, что это и о чём. Получается, что ты занимаешься и наукой, и просвещением, и творчеством. Сейчас я понимаю, что, когда ты обладаешь большим фундаментом накопленных знаний, которые можешь правильно извлечь из головы и применить на практике, тогда у тебя всё получается. И это и есть творческая работа.