Выбрать обучение
Николай Хлебинский (Retail Rocket): «Начинать зарубежную экспансию надо сразу»
Назад
28 Сентября

Николай Хлебинский (Retail Rocket): «Начинать зарубежную экспансию надо сразу»

29-летний Николай Хлебинский родился в Москве. Окончил Финансовый университет при правительстве РФ по специальности «Инновационный менеджмент». В 2013-м защитил диплом на факультете «Менеджмент в сфере интернет-технологий» в бизнес-школе RMA. В 2009–2011 годах развивал собственный интернет-магазин. С июня 2011 по июнь 2012 года — интернет-маркетолог в ABBYY. В 2012 году — менеджер по развитию бизнеса в Fast Lane Ventures. C ноября 2012 по июль 2013 года возглавлял отдел веб-аналитики интернет-магазина Dostavka.ru. В начале 2013 года основал сервис Retail Rocket.

«Секрет фирмы» публикует самые интервью Николая, данное им Максиму Спиридонову, сооснователю и гендиректору образовательной компании «Нетология-групп» в рамках подкаста «Рунетология»

Запись интервью с Николаем Хлебинским и другими гостями Спиридонова можно найти на сайте «Рунетологии».




— Что такое Retail Rocket сегодня?

 — Товарные рекомендации уже лишь часть нашей платформы. Важная, но составляет она только половину того, что мы делаем. Мы решаем две главные задачи. Первая — понять, что нужно пользователю, на основе анализа его поведения, профиля интересов, истории покупок. Вторая — доставить до него предложение через персональные товарные рекомендации, автоматизированные триггерные письма, массовые e-mail-рассылки, да и любые другие каналы коммуникации, будь то мобильные приложения, SMS или колл-центр. Полноценную платформу для почтовых рассылок мы запустили почти год назад и на текущий момент используем её как в России, так и на западных рынках. Как показывают пилотные проекты, от Retail Rocket интернет-магазин может ожидать прироста продаж на 10–50% — в зависимости от товарной категории.

— Ты сам имеешь опыт в онлайн-ритейле: у тебя был свой интернет-магазин. Принято считать, что предприниматель — это судьба. Ступил на эту стезю, и обратного пути нет. А ты после продажи собственного бизнеса ушёл в наём, и надолго. Почему?

 — Зарабатывать в Сети я начал гораздо раньше — в старших классах школы. Когда развивал интернет-магазин, верил, что мне хватит навыков, знаний, способностей, времени, средств. После полугода в качестве предпринимателя понял, что это не так. Захотел учиться — и пошёл в RMA за знаниями.

Работа в найме необходима. Своё дело должно быть основано на некой проблеме. Нужно встретить эту проблему в жизни и осознать, что она достаточно серьёзная, чтобы построить вокруг неё бизнес. В найме шанс столкнуться с такой ситуацией гораздо выше.

— Как ты вернулся к предпринимательству?

 — А я из него и не уходил. Заработать на своём деле я пытался всё время. Пробовал вести блоги, строить площадки с трафиком, участвовать в affiliate-сетях — всё параллельно найму. На фрилансе занимался дизайном для веба и полиграфии. Кстати, наш сайт я рисовал сам. Другое дело, что я потерпел очень много неудач, прежде чем оказался там, где нахожусь.

Я многим советую идти в создании собственного проекта по тому пути, которым двигался я. Делать Retail Rocket мы с партнёром начали, когда оба были в найме. Тратили вечера, выходные, всё свободное время на работу над проектом. В какой-то момент у нас начались продажи и возникли расходы. Появилось несколько удалённых сотрудников с неполной занятостью, понадобились серверы. Требовалось 100–150 000 рублей в месяц при продажах на уровне 20–30 000 рублей. Мы покрывали расходы из своего кармана. Стало ясно, что гипотеза подтверждена, и нам нужно её масштабировать, разрабатывать полноценный продукт, строить компанию.

— Казалось бы, в вашей концепции нет rocket science: правильно подобранные рекомендации работают эффективнее. И это решение понятной проблемы.

 — Наш бизнес — наукоёмкий. Мы начали его с моим партнёром Андреем Чижом ещё в 2012 году и быстро столкнулись с нехваткой компетенций в data science. Мы упёрлись в потолок базового матанализа. Тогда к нашей команде присоединился третий партнёр — Роман Зыков. На тот момент он возглавлял аналитику в Wikimart, а ещё раньше строил рекомендательные системы в Ozon. Что до самой проблемы, важно было на практике убедиться, что кто-то будет за её решение платить и что за ней скрывается действительно денежная ниша.

— Где нашли деньги на развитие?

 — Возможно, мои слова покажутся странными, но я не понимаю, зачем вообще существуют венчурные фонды — те, что на слуху. В тех, через которые мы прошли, никто нами не заинтересовался, хотя у нас был готовый продукт, шли продажи, потенциальные клиенты запускали «пилоты». Мы находились на самой горячей стадии, когда гипотеза подтверждена, но ещё ничего нет, когда предпринимателя можно сильно прогнуть по оценке, а риски значительно меньше, чем на стадии презентации.

Impulse VC, с которым мы закрыли раунд посевных инвестиций, вышел на нас сам. Скажу больше, на тот момент фонда не было. Нам в Facebook написал один из основателей компании Sape Евгений Пошибалов и предложил встретиться. Мы всё обсудили, договорились. И только потом узнали, что вместе с нашим стартапом организуется фонд.

— Это была единственная инвестиция в Retail Rocket?

 — Да, помимо наших собственных. Мы их подсчитывали, поскольку велись переговоры о закрытии дополнительного раунда. Всплыл такой показатель, как отношение расходов основателей к стоимости долей на раунде A. Оказалось, что сами мы потратили совокупно около $200 000 до привлечения посевных инвестиций, которые составили $450 000.

— Больше вам было не нужно или вы не сумели привлечь?

 — Первое. Мы вышли на операционную окупаемость примерно через восемь месяцев работы в России.

— Как вы монетизируетесь?

 — Мы работаем так, как удобно магазину. С той моделью оплаты, которая ему подходит. Хоть ежемесячная абонентская плата, хоть revenue share, хоть CPA-схема с фиксированными платежами за каждый заказ, который приносит наша система.

— Каким образом сходитесь с клиентами в цене? Явно же все хотят заплатить поменьше.

 — Мы ориентируемся на офферы, которые размещает интернет-магазин или его прямые конкуренты в партнёрских программах. В CPA-сети рекламодатель не может поставить слишком низкую цену, иначе веб-мастера, аффилиаты предпочтут более «вкусный» оффер. В минус магазин тоже работать не станет. Поэтому в таких системах выставляются рыночные цены, которые укладываются в юнит-экономику конкретного бизнеса. Ими мы и оперируем в переговорах.


Читать далее…

Регистрация
Вход
Учитесь у лидеров индустрии
Войдите в аккаунт, чтобы начать учиться
На указанную почту выслано письмо с инструкцией по восстановлению пароля

Оставить заявку на обучение

Наши консультанты свяжутся с Вами и ответят на любые вопросы о процессе обучения.
Спасибо за обращение!
Спасибо за вашу заявку!
Мы скоро свяжемся с вами.
Мы собираем файлы cookie и применяем рекомендательные технологии
Спасибо за регистрацию! Вам на почту отправлено письмо с инструкциями для подтверждения аккаунта.