«Секрет фирмы» публикует самые интервью Николая, данное им Максиму Спиридонову, сооснователю и гендиректору образовательной компании «
Запись интервью с Николаем Хлебинским и другими гостями Спиридонова можно найти на сайте «Рунетологии».

— Что такое Retail Rocket сегодня?
— Товарные рекомендации уже лишь часть нашей платформы. Важная, но составляет она только половину того, что мы делаем. Мы решаем две главные задачи. Первая — понять, что нужно пользователю, на основе анализа его поведения, профиля интересов, истории покупок. Вторая — доставить до него предложение через персональные товарные рекомендации, автоматизированные триггерные письма, массовые
— Ты сам имеешь опыт в
— Зарабатывать в Сети я начал гораздо раньше — в старших классах школы. Когда развивал
Работа в найме необходима. Своё дело должно быть основано на некой проблеме. Нужно встретить эту проблему в жизни и осознать, что она достаточно серьёзная, чтобы построить вокруг неё бизнес. В найме шанс столкнуться с такой ситуацией гораздо выше.
— Как ты вернулся к предпринимательству?
— А я из него и не уходил. Заработать на своём деле я пытался всё время. Пробовал вести блоги, строить площадки с трафиком, участвовать в
Я многим советую идти в создании собственного проекта по тому пути, которым двигался я. Делать Retail Rocket мы с партнёром начали, когда оба были в найме. Тратили вечера, выходные, всё свободное время на работу над проектом. В
— Казалось бы, в вашей концепции нет rocket science: правильно подобранные рекомендации работают эффективнее. И это решение понятной проблемы.
— Наш бизнес — наукоёмкий. Мы начали его с моим партнёром Андреем Чижом ещё в 2012 году и быстро столкнулись с нехваткой компетенций в data science. Мы упёрлись в потолок базового матанализа. Тогда к нашей команде присоединился третий партнёр — Роман Зыков. На тот момент он возглавлял аналитику в Wikimart, а ещё раньше строил рекомендательные системы в Ozon. Что до самой проблемы, важно было на практике убедиться, что
— Где нашли деньги на развитие?
— Возможно, мои слова покажутся странными, но я не понимаю, зачем вообще существуют венчурные фонды — те, что на слуху. В тех, через которые мы прошли, никто нами не заинтересовался, хотя у нас был готовый продукт, шли продажи, потенциальные клиенты запускали «пилоты». Мы находились на самой горячей стадии, когда гипотеза подтверждена, но ещё ничего нет, когда предпринимателя можно сильно прогнуть по оценке, а риски значительно меньше, чем на стадии презентации.
Impulse VC, с которым мы закрыли раунд посевных инвестиций, вышел на нас сам. Скажу больше, на тот момент фонда не было. Нам в Facebook написал один из основателей компании Sape Евгений Пошибалов и предложил встретиться. Мы всё обсудили, договорились. И только потом узнали, что вместе с нашим стартапом организуется фонд.
— Это была единственная инвестиция в Retail Rocket?
— Да, помимо наших собственных. Мы их подсчитывали, поскольку велись переговоры о закрытии дополнительного раунда. Всплыл такой показатель, как отношение расходов основателей к стоимости долей на раунде A. Оказалось, что сами мы потратили совокупно около $200 000 до привлечения посевных инвестиций, которые составили $450 000.
— Больше вам было не нужно или вы не сумели привлечь?
— Первое. Мы вышли на операционную окупаемость примерно через восемь месяцев работы в России.
— Как вы монетизируетесь?
— Мы работаем так, как удобно магазину. С той моделью оплаты, которая ему подходит. Хоть ежемесячная абонентская плата, хоть revenue share, хоть
— Каким образом сходитесь с клиентами в цене? Явно же все хотят заплатить поменьше.
— Мы ориентируемся на офферы, которые размещает