Новости
11 мая 2010

Театр одного «Шахтера»

Слушатели специализации «Менеджмент в игровых видах спорта» Государственного университета управления, проходящие стажировку на Украине, посетили «Донбасс-Арену», стали свидетелями триумфа «Шахтера» и узнали, что игроки «горняков» примут участие в балетной постановке.

«Волонтери викотили на поле три імпровізовані шахтні вагонетки, що стали нібито естрадним помостом. На них піднялися українські зірки: Альона Вінницька, Світлана Лобода, Наталія Могилевська. Вони заспівали We Will Rock You. По обличчях колег-журналістів пробігла хвиля скепсису. Мабуть, не всі вважали доречною появу цієї трійці. Так само як і не всі були в захваті від виступу російської зірки Діми Білана. Чому? Напевно, тому що репортерський пул того дня складався переважно з журналістів, що спеціалізуються на спорті, економіці, соціальній тематиці. Не було (або майже не було) „культурних“ і молодіжних репортерів, лояльних до таких артистів. (За годину до початку дійства, коли Діму Білана, так би мовити, вкинули до прес-конференціи, журналістська братія відпускала над ним досить безжальні жарти. За що? Та за гламурність!)»

Вадим Петрасюк (корреспондент газеты «Тижневик 2000»), «Донбас Арена: як це було», репортаж с открытия «Донбасс-Арены»

Сравнительно недавно это было: журнал «Шахтер», печатный орган одноименного футбольного клуба, подвел итоги конкурса, объявленного среди своих читателей, а вернее сказать — читательниц. Условия состязания устроители обрисовали в следующих словах и выражениях: «Участницы, используя все свое обаяние, должны привести оригинальные аргументы в пользу любимого игрока, подкрепив свои мысли эффектной фотографией». Ну, девушки, понятно, все сделали как просили: использовали, привели и подкрепили. Но результат получился неожиданный. Вы, наверное, думаете, что победило в этом конкурсе какое-нибудь не вполне еще совершеннолетнее существо в розовых носочках, которое что-то там такое пролепетало, нежное и девичье. А вот ничего подобного.

«Кто к нам с любовью придет, от любви и погибнет»

Открываем «Шахтер», читаем: «Из многочисленных писем, пришедших на адрес нашей редакции, львиная доля признаний принадлежит голкиперу Андрею Пятову, но безусловным лидером по популярности стал капитан оранжево-черных и просто любимчик девушек — Дарио Срна»... Но если за фотографиями дело не постояло, благо украинки никогда не были обделены красотой, то с аргументацией было сложнее — «зайчик», «лапочка» и «прелесть» — это, конечно, мило, но не очень серьезно. Не впечатлило это нашего капитана!«.

В общем, всех в итоге превозмогла некая Томрико по фамилии Тодуа. Сам Срна ее и выбрал. За то, что она ему вот как написала: «Дарио Срна — лучший из лучших, потому что он: истинно командный игрок; выкладывается до финального свистка арбитра; умеет находить общий язык с многонациональной командой; человек, который не останавливается на достигнутом и ни минуты не почивает на лаврах; талант, помноженный на усердие, упорство, трудолюбие; наконец, человек, который не забывает свои корни и традиции своей страны».

Вот, кажется, все. И все, главное, по делу. Но как-то, согласитесь, слишком уж серьезно и совершенно не эротично. Не этого мы обычно от девушек ждем, не тем грезим. А так-то, пожалуй, и я Дарио смог бы очаровать. Хотя я давно уже не девушка.

Впрочем, я заметил: такая несентиментальность, некоторая даже суровость нравов им вообще свойственна — и Донецку, и его жителям. Ну и «Шахтеру», конечно, на то он и «Шахтер». Да и здешний «Металлург» — такой же. Вот уж неделя прошла, как сгоняли они по нулям с приезжей «Зарей», а афиши того матча так по всему городу и висят. И на них: «Кто к нам с любовью придет, от любви и погибнет». Вот прямо так и написано.

«Представьте: вы выполняете какую-то работу, а вас одновременно начинают освистывать 20 тысяч человек...»

«Шахтер», кстати, на энергичный металлургический слоган ответил более чем достойно: программкой к чемпионскому матчу с Киевом. Этот исторический теперь уже документ содержит несколько безусловных авторских удач, к которым я отношу, прежде всего, два наповал разящих заголовка — «Если враг не сдается...» и «Нам есть, за что мстить», целиком и полностью соответствующих духу предваряемых публикаций.

Программку эту я приобрел на «Донбасс-Арене», в так называемом «золотом ресторане». Из высоких, от потолка до пола, окон этого фешенебельного заведения открывается чудный панорамный вид на гигантские холмы — терриконы, подпирающие низкое донецкое небо миллионами тонн отработанной угольной породы. Вид, надо сказать, совсем серенький и наверняка способный подтолкнуть счастливых обладателей VIP-абонементов, беспечно попивающих свой Hennessy, к размышлениям о том, что жизнь — сложная штука и в принципе могла бы сложиться не столь нарядно.

Те, у кого она именно так и сложилась, попав на «Донбасс-Арену», отправляются в заведения попроще, где их вниманию предлагается пиво по 8 гривен за поллитра и бесплатная газета «Fan Трибуна», несущая в широкие трудовые массы культуру боления.

С общей культурой у широких масс и так все в полном порядке: поверите ли, за все девяносто минут решающей битвы с Киевом, за пятнадцать минут перерыва, которые я провел не где-нибудь, а в очереди за тем самым пивом в шахтерском буфете, я не услышал ни слова мата ни в хоровом, ни в сольном исполнении. Это просто уму непостижимо: люди в большинстве своем только что из-под земли повылезали, назавтра им, может быть, обратно — и такое самообладание! Ни звука про Таню Буланову, ни единого ОУКСа! И, что особенно обидно, Фурсенко здесь очевидно не при чем. Ни он, ни Кодекс его чести.

А так-то, конечно, оживленно на стадионе: не молчит народ, выкладывается. Сверяется по мере сил с родимой «Fan Трибуной». А там, в редакционном материале «Главное оружие болельщиков — голос!», так написано: «Когда вы вместе со всем стадионом освистываете соперника „Шахтера“ при подаче штрафного, углового и даже просто в момент владения мячом, у него начинают трястись колени. И это не метафора! Представьте себе ситуацию: вы выполняете какую-то работу, а вас одновременно начинают освистывать 20 тысяч человек. Как вы себя почувствуете? Насколько эффективно сможете работать? То-то и оно. Футболисты тоже люди, такие же, как мы».

Каково? Ведь в самую же точку! А вот этот пассаж: «И запомните, только на стадионе можно выплеснуть энергию и вдоволь накричаться. Ну не в театре же это делать, не так ли?!». Хотя тут коллеги из «Fun Tрибуны», пожалуй, ошибаются. Почему бы, в самом деле, и не в театре? Есть у болельщиков донецкого клуба и такая возможность. Точнее — скоро появится. Не верите, так почитайте еще один материал, из третьего, мартовского номера «Шахтера». Называется «Па-де-труа в черной комнате». Вот он, почти без сокращений.

«Сцены искушения игроков звездной болезнью»

«Под оглушительный рев трибун душа Виталия Старухина вознесется над «Донбасс-Ареной» и в лучах славы канет в бессмертие. Но это будет в финале. А до того тончайшая человеческая субстанция должна будет пройти испытание славой, одиночеством, стеной и комнатой во мраке... В танце! Донецкий театр оперы и балета готовит к Евро −2012 невиданный проект, в котором задействованы футболисты и тренеры «Шахтера».

Собственно, личное участие горняков в балетных партиях не предусмотрено: они — только праобразы. Но это покамест. До чемпионата Европы еще далеко, а либретто пока не доработано... Хотя в целом сюжетная канва балета под рабочим названием «История одной биографии» уже вырисовалась.

«Постановка в двух отделениях будет состоять из 15 сцен, у каждой из которых — свой прототип из числа легендарных игроков «Шахтера», — рассказывает режиссер балета, худрук донецкого театра и народный артист Вадим Писарев. — «Главный герой — это собирательный образ футболиста, но за основу взята биография Виталия Старухина. Через танец, эмоции, музыку, ритм, энергетику мы раскроем внутренний мир игроков со всеми их проблемами и переживаниями».

Знаковых сцен в балете будет несколько. Например, символическая эпоха перемен — время развала СССР и начало новой футбольной эры. Впечатляющими обещают стать сцены искушения игроков «звездной болезнью», терзаний после поражений и ликования от побед, тема командного духа, фортуны, взаимоотношений тренера и футболиста. Уже сейчас несколько особняком видится хореографическая сцена «Одиночество».

«У этой сцены особая предыстория», — говорит Вадим Писарев. — «Когда-то мы разговаривали с Виктором Прокопенко, и он обронил фразу, которая меня потрясла: «Страшно, когда остаешься один, а впереди тебя только стена. Теперь, спустя много лет, я положил эти слова в основу „Одиночества“.

Заворожит зрителя и па-де-труа, где главный герой мечется между двумя людьми — в белом и черном, добром и злом. Танцевать трио будет в комнате, окутанной мраком. В остальных сценах будут угадываться клубные цвета „Шахтера“, а в финале на театральных подмостках появится „Донбасс-Арена“.

Музыкальное оформление спектакля будет нетрадиционным — сочетание классики и современности. „В первых нескольких сценах музыка будет академической, а затем начнет трансформироваться. Финал — это уже шумовые элементы, оркестр и электронные звучания“, — говорит автор музыки аспирантка Национальной музыкальной академии Украины имени Чайковского Анастасия Комлекова. Чтобы создать атмосферу современного стадиона, молодая композитор планирует записать не только реальный шум на трибунах „Донбасс-Арены“, но и голоса футболистов „Шахтера“ — дальним фоном, но так, чтобы было узнаваемо».

Ну, как идея? По-моему, богатая. Доведется еще раз побывать в Донецке, обязательно схожу взглянуть на постановку. Но это именно, что потом, если доведется. А пока...

Пока: «Шахтер — чемпион!». Танцуют все!

Петр БРАНТОВ


Все новости >