Выбрать обучение
Юрий Носов: «Мне не давал покоя пример Георгия Костаки»
Назад
06 Декабря

Юрий Носов: «Мне не давал покоя пример Георгия Костаки»

До конца апреля 2017 года в музее-заповеднике «Царицыно» проходит выставка «Русское изобразительное искусство Серебряного века», представляющая более сотни живописных, графических и скульптурных работ из собрания Юрия Носова. Следующий исторический и художественный период — русский авангард — год назад с еще большим размахом экспонировался в выставочных залах «Рабочего и колхозницы». А пятнадцать лет назад стараниями Юрия Носова, организовавшего выставку в Музее личных коллекций, для большинства искусствоведов и зрителей открылась до той поры почти неизвестная ленинградская школа и существовавшее в 1926–1932 годах объединение «Круг художников».

Коллекционер и куратор со стажем Юрий Носов рассказал ARTANDHOUSES о «Черном квадрате» Малевича как формуле новой эстетики, о забытых художниках, собственных открытиях и о том, как самому стать экспертом.


Фото: Геннадий Грачев


Можете очертить границы вашего собрания?

Я собираю русское искусство первой половины ХХ века. Начинал я с работ шестидесятников и в первую очередь Анатолия Зверева, но со временем мои интересы сместились к началу века. В прошлом году на выставке «Русский авангард: от рассвета до заката» состоялась презентация каталога моей коллекции, и авангард — значительная ее часть. Сейчас в Царицыно я показываю то, что не вошло в ту экспозицию и что принято называть Серебряным веком. В последнее время искусствоведы трактуют эти понятия довольно широко, но на данной выставке я придерживаюсь более традиционного взгляда. В экспозиции представлены главным образом работы мастеров «Мира искусства» и «Союза русских художников».

Важная часть моего собрания — ленинградская школа 1920-30-х годов. Это мой самый амбициозный проект, которым я горжусь. Мне удалось найти и открыть целый пласт забытых к концу 1980-х художников — Владимира Гринберга, Александра Ведерникова, Александра Русакова, Марию Казанскую, Эдуарда Криммера, Татьяну Купервассер, Петра Львова, Вячеслава Пакулина и других. В 1990-е годы я как на работу каждый месяц ездил в Ленинград, встречался с наследниками, убеждал в своих добрых намерениях, покупал картины. Надеюсь, я их не подвел — организовал выставку в крупнейшем столичном музее (выставка «На берегах Невы» в Музее личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина в 2001 году. — ARTANDHOUSES), издал каталог, опубликовал около ста пятидесяти неизвестных работ, введя их в научный обиход. Художниками заинтересовались искусствоведы, другие собиратели. Ильдар Галеев в своей галерее стал проводить впоследствии уже персональные выставки этих художников. Изначально о таком эффекте я не мог и мечтать. Конечно, я понимал, что как покупатель копаю себе яму — цены я тем самым поднял, и какие-то работы стали для меня уже недоступны, но я считаю, что сделал именно то, что должен делать настоящий коллекционер. Ну, а что со временем забылось, кто первым их открыл, то, как говорил Маяковский, «сочтемся славою — ведь мы свои же люди, — пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм».

Читать далее…

Регистрация
Вход
Учитесь у лидеров индустрии
Войдите в аккаунт, чтобы начать учиться
На указанную почту выслано письмо с инструкцией по восстановлению пароля

Оставить заявку на обучение

Наши консультанты свяжутся с Вами и ответят на любые вопросы о процессе обучения.
Спасибо за обращение!
Спасибо за вашу заявку!
Мы скоро свяжемся с вами.
Мы собираем файлы cookie и применяем рекомендательные технологии
Спасибо за регистрацию! Вам на почту отправлено письмо с инструкциями для подтверждения аккаунта.