Коллекционеры русского и грузинского искусства первой трети ХХ века, а также живописи шестидесятников рассказали The Art Newspaper о своем собрании, деятельности основанного ими фонда

Фото: Тимур Аникеев
Расскажите, пожалуйста, о своей коллекции: сколько в ней работ, как бы вы определили ее направление?
Тамаз Манашеров: Коллекция большая, более 700 работ. У нас два увлечения: искусство начала ХХ века и шестидесятники. Все произведения совершенно неслучайным образом попадают в коллекцию. Для нас важно, чтобы работы (наверное, любой коллекционер так говорит),
Когда вы начали собирать?
Т.М.: Первую работу мы купили в 1996 году, кажется.
Ивета Манашерова: Вообще мы начали с русского XIX века…
Как все, наверное…
И.М.: Да, наверное. Поэтому сначала были маринисты, Николай Дубовской и Иван Айвазовский. Вот Айвазовский как раз только что был на выставке в Третьяковке. Эту
Т.М.: У нас было много работ Айвазовского и других художников XIX века, но в
И.М.: Потом года два мы ничего не покупали…
Потому что пытались осознать, куда двигаться дальше?
И.М.: Да, эти два года были познавательными. Мы очень много смотрели, ездили, читали. И вот
Т.М.: На тот момент основополагающим для коллекции стало приобретение композиции Александры Экстер 1914 года. Это вообще одна из самых значимых работ Экстер в музеях и частных коллекциях. Работа была дорогой по тем временам, и за ней еще пришлось поохотиться. Картина происходит из коллекции мадам Роша, магната