Одним из первых, кто начал собирать современное российское искусство в начале 1990-х годов, был Дмитрий Коваленко, сооснователь Клуба коллекционеров современного искусства. В интервью ARTANDHOUSES он рассказал о том, почему собирает только красивые вещи и какие привилегии есть у коллекционеров contemporary art.

Фото: Геннадий Грачев
Идея встретиться для интервью возникла, когда я увидела, как вы выбирали работу в галерее «Пальто» на вернисаже в другой галерее — XL Елены Селиной. Это была спонтанная покупка или сознательное пополнение коллекции?
С галереей «Пальто» в лице Саши Петрелли у меня давние дружеские отношения. Я у него регулярно что-то покупаю. Саша очень ценен тем, что если у тебя по каким-либо причинам нет желания покупать большие работы художника, то очень удобно купить у него маленькую работу. Иногда это самостоятельные произведения, иногда наброски к работам с выставки. Так, например, на выставке Дубосарского — Виноградова в Пирогово я купил у Петрелли подготовительные наброски-коллажи в формате А4. Они точно выполнены самими художниками и практически являются оригиналами больших работ. Большие работы я на той выставке тоже купил, но у Саши купил больше.
Влияют ли на приобретения ваши личные отношения с художниками?
Нет, я покупаю только то, что мне нравится. При этом личные отношения с художником тоже важны, так как иногда позволяют получить скидку на работу.
«Эти глаза напротив», Виноградов Дубосарский
В детстве собирали что-нибудь?
Я, как и большинство сверстников, пытался собирать марки и фантики, летом ловил бабочек, но не это стало определяющим в дальнейшем коллекционировании современного искусства.
Что подтолкнуло к коллекционированию современного искусства?
Это было в самом начале 1990-х. Я по мере возможности поддерживал галерею «L», это была одна из первых арт-галерей Москвы. Ее основательницам Елене Романовой и Елене Селиной для подготовки проектов требовалась финансовая поддержка. Это были небольшие деньги, но по тем временам и это было важно: к каждой выставке делался цветной буклет, были другие расходы. В благодарность я получал от галереи работы художников, как правило, графику. Поначалу я складывал работы в стопочку. Относился к этому скорее как к благотворительности и не сильно вникал в их художественную ценность. Наверное, еще и потому, что contemporary art довольно сильно отличался от пейзажей, натюрмортов и портретов, которые окружали меня с детства. Таким образом, мои первые приобретения не были моим осознанным выбором.
Читать далее…