Выбрать обучение
Алиса Прудникова: «Это уникальный феномен, когда государственная институция вырастает из ситуации на местах»
Назад
28 Декабря

Алиса Прудникова: «Это уникальный феномен, когда государственная институция вырастает из ситуации на местах»

Недавно стало известно, что у Государственного центра современного искусства внутри Музейно-выставочного объединения «РОСИЗО» появится дирекция регионального развития, во главе которой встала директор Уральского филиала ГЦСИ Алиса Прудникова. The Art Newspaper выяснил, чем будет заниматься новая структура, где откроются филиалы ГЦСИ и будут ли в них показывать соцреализм.



Фото: Екатерина Рицкая


Когда и с какой целью было принято решение создать отдельную региональную дирекцию?

Это довольно логичное решение, которое мы давно обсуждали. Филиалы стали мощной силой, которую хотелось бы объединить и заявить как конгломерат. В результате слияния ГЦСИ и РОСИЗО неизбежны новые управленческие ходы, и создание региональной дирекции мне представляется одним из самых перспективных. Она официально существует меньше месяца, но мне кажется, что это очень важная структура, которая по-новому проявит филиалы на культурной карте — московской и российской в целом.

Это в большей степени художественный или административный орган?

И то и другое. Специфика нашей страны заключается в том, что если ты не в Москве, то тебя как бы и нет. Пока рано говорить о том, как это будет работать в окончательном варианте, но программа до 2020 года, которую мы придумали, решает основные задачи по консолидации и применению опыта, который уже накоплен у филиалов. Нам бы хотелось применить экспертные знания специалистов из филиалов именно здесь, сделать разговор о регионах более серьезным поводом для обсуждения. Мы, например, уже много лет говорим о сетевых проектах и наконец вплотную подошли к их планированию. Раньше на них никогда не оставалось ни ресурсов, ни сил, ни финансов: каждый филиал находился в ситуации выстраивания собственной работы, а сетевой проект был довеском сверху.

Сейчас у ГЦСИ восемь филиалов, которые создавались в разное время, и самая важная особенность их состоит в том, что они возникли благодаря инициативе снизу. Это уникальный случай, когда государственная институция вырастает из ситуации на местах. Чаще всего появлялись кураторы, которые говорили: «Мы хотим делать проект, нам нужна, условно, крыша над головой». В этом суть успеха организаций на местах. Многие филиалы существуют на протяжении внушительных отрезков времени: калининградский в этом году праздновал 19-летие, екатеринбургскому 17 лет, нижегородскому в следующем году будет 20. Важно делать результаты этой работы очевидными, говорить о том, что, например, в Нижнем Новгороде есть потрясающее здание Арсенала, что в нем делаются мощнейшие кураторские проекты местной командой, а в Калининграде завершается многолетняя реконструкция башни «Кронпринц» и она стала одним из главных в городе объектов для художественных интервенций.

Что такое сетевые проекты?

Это, скорее, сетевые программы. У нас нет идеи делать выставку, путешествующую по всем филиалам. Речь идет не о прокатных выставках, а об объединении в работе над исследовательской идеей и реализацией ее на местах, мы используем сеть прежде всего как ресурсную базу. Например, кто-то объединен темой саунд-арта или специфического урбанизма. Мы уже начали в этом году совместный проект с Фондом Владимира Потанина — исследование аудитории современного искусства по регионам, думаем о сетевой программе в городах к чемпионату мира по футболу.

Сергей Перов, руководитель РОСИЗО, на V Санкт-Петербургском международном культурном форумеупоминал о создании выставочного пространства для региональных филиалов в Москве. Можете рассказать о нем подробнее?

Это одна из моих первых инициатив, я считаю, что такое пространство должно появиться прежде всего. В Москве у ГЦСИ был небольшой зал, в котором даже московская дирекция не могла полноценно реализовать все запланированные проекты, и рассчитывать на это помещение регионы не могли. Мы планируем открыть новое пространство весной 2017 года в рамках Триеннале современного российского искусства «Гаража», в процессе подготовки которой мы приняли активное участие. Почти все наши филиалы были включены в процесс: мы рекомендовали художников, показывали мастерские, давали материалы из нашего архива, вводили в специфику городов и культурных ситуаций. Мы пока не договорились о конкретном месте, процесс идет.


Читать далее…

Регистрация
Вход
Учитесь у лидеров индустрии
Войдите в аккаунт, чтобы начать учиться
На указанную почту выслано письмо с инструкцией по восстановлению пароля

Оставить заявку на обучение

Наши консультанты свяжутся с Вами и ответят на любые вопросы о процессе обучения.
Спасибо за обращение!
Спасибо за вашу заявку!
Мы скоро свяжемся с вами.
Мы собираем файлы cookie и применяем рекомендательные технологии
Спасибо за регистрацию! Вам на почту отправлено письмо с инструкциями для подтверждения аккаунта.