На прошлой неделе городские службы закрасили белым прямоугольником знаменитый рисунок «Щипок» на улице Щипок. «Лента.ру» поговорила с его автором, уличным художником Zoom, о том, как не нарваться на полицию, почему

«Лента.ру»: Сначала о недавнем: закрасили «Щипок», одну из самых известных твоих работ. Кто этим занимается и что ты об этом думаешь?
Zoom: Я не знаю точно, кто этим занимается, полагаю, это муниципальные службы или владельцы зданий. Я об этом ничего не думаю, пусть они об этом думают, меня это не парит.
Следишь ли ты за судьбой своих граффити и как обычно реагируешь, когда закрашивают?
Специально не слежу, но, поскольку большинство работ — в моем районе, я и так знаю, что с ними. Реагирую спокойно, меня устраивают правила игры — я делаю что хочу, они закрашивают, некоторое время работа доступна для публики. Время все равно на моей стороне, «Инстаграм» — это навсегда, по крайней мере, до третьей мировой точно.
Ты вроде раньше выступал за «
Я и сейчас против откровенной порчи чужого имущества, хотя меня самого можно привлечь за вандализм по формальным критериям. Есть люди, искренне считающие меня вандалом. Мне неинтересно углубляться с ними в дискуссию по этому поводу, честнее отказаться от любых лозунгов и продолжать делать то, что считаю нужным.
Что надо делать, чтобы сохранить анонимность и не нарваться на полицию?
Это как на войне — надо молиться, верить в здоровый фарт и не лезть на рожон.
Ты пытался
Проект с Шаламовым — это сотрудничество с глубоко уважаемым мною Музеем истории Гулага, а общением с властями занимались продюсеры проекта, я к этому отношения не имел, и, надеюсь, не буду. Я не оформитель по найму, просто мне хорошие люди позволили сделать то, что я очень хотел. Если такой же подход будет реализован на другой стене, я с удовольствием возьмусь хоть за заказ от МВД.
Можно ли зарабатывать на жизнь уличным искусством? Чем еще занимаешься чисто ради денег?
Это смотря что называть уличным искусством. Отрисовка рекламы на стенах, возможно, и приносит стабильный заработок, но будем честны — это не уличное искусство. Спонтанный