На прошлой неделе в одном из залов галереи «На Шаболовке» (Объединение «Выставочные залы Москвы») открылся Музей авангарда. Его основательница — историк архитектуры Александра Селиванова. The Art Newspaper поговорил с ней о музее, реновации, Шуховской башне и ближайших выставочных планах.

Саша, в первую очередь хочу поздравить вас и вашу команду с открытием Музея авангарда на Шаболовке. Расскажите, пожалуйста, как у вас возникла идея создания музея и за сколько лет удалось ее реализовать?
Предыстория такая. Когда собирались сносить Шуховскую башню, скооперировалось очень много людей, которые раньше никогда не занимались градозащитной деятельностью — не только историки архитектуры, но и дизайнеры, музейщики, филологи. Получилась потрясающая команда, в которой было много местных жителей. У нас с ними завязались контакты. В те дни мы не только собирали подписи и стояли с плакатами, но и проводили разные культурные инициативы в виде экскурсий, уличных праздников: у нас была задача показать, что весь район цельный и башня неотторжима от него. Это некая ось, вокруг которой формируется район. Именно тогда возникла идея Шаболовского культурного кластера — музея под открытым небом. В идеальном представлении это значит, что весь район превращается в такое место, где показывается наследие авангарда как

Как создавалась экспозиция музея и что легло в ее основу? Откуда у вас появилась коллекция, сотрудничаете ли вы сейчас с местными жителями?
Когда открылся Центр авангарда, мы активно зазывали к нам соседей — местных жителей, в том числе детей, чтобы у них возникло чувство, что это открытое пространство, которое является не только культурным центром, но и местом сохранения памяти, истории района. Мы собирали их личные истории и контакты. За два с половиной года накопилась неплохая база интервью с людьми — не только с теми, кто живет здесь сейчас, но и с теми, кто жил
Ключевая фигура, кто принял участие в создании экспозиции, — краевед Илья Малков. Мы с ним познакомились тоже при защите Шуховской башни. Он невероятно любит это место и готов все свои силы, все время посвятить сохранению и развитию района. Собственно, его коллекция дореволюционных и советских предметов и легла в основу музея.
Человек, который впервые пришел к нам, может выразить свое недоумение, спросив: «Где же здесь авангард»? Наша экспозиция рассказывает обо всех аспектах жизни советского и постсоветского человека: об образовании, культуре, организации быта и даже об уходе из жизни. Но, помимо этого, мы показываем «мусор» — так называемую свалку истории. Для меня это очень важно, так как я хотела продемонстрировать ценность этого слоя на таком же уровне, как показывают в музеях черепки
Наша экспозиция очень много рассказывает о быте тех людей, о том, какие здесь были производства. Именно в разговоре об авангарде это очень важно, так как для большинства наших исследователей, особенно в советское время, ценны были только концепции, а не их реализация. В большинстве книг, знаковых источниках, трудно найти даже упоминание, был ли построен задуманный дом или нет. Потому что для них была важна только идея. А я думаю о субстанции, материи этой истории. Я хочу рассказать, как в
Я хочу сказать, что, конечно, хорошо изучать памятники, но, если у тебя на глазах их сносят, совсем скоро тебе нечего будет изучать. Поэтому мне важно этот исторический слой сохранить, музеефицировать.