В первые выходные июля в Москве прошёл фестиваль «Боль», где выступают модные русскоязычные группы, такие как «Пасош», «Пошлая Молли», «Наадя», «Ленина пакет» и другие. В этом году на сцене оказался и популярный рэпер Хаски, и ветеран российской музыкальной индустрии Дельфин, и англоязычные исполнители.
«Боль» существует уже третий год и приносит прибыль, что редкость для независимых музыкальных фестивалей. «Секрет фирмы» поговорил с организатором «Боли» Степаном Казарьяном об экономике фестиваля, новой русской волне и её аудитории и о том, надо ли бежать из России.

Фото: Михаил Голденков
— Когда мы договаривались об интервью перед фестивалем, вы сказали, что находитесь в аду. Что происходило?
— В последние дни и недели всегда аврал. Я думаю, этого невозможно избежать: нужно подписывать договора с подрядчиками, приходится искать аппаратуру, которую не привезли, возникают проблемы с площадкой. В этот раз было всё сразу. Мой фестиваль проходил в один
— Как так вышло, что ваши фестивали в один день?
— Я анонсировал дату ещё в октябре, когда даты других фестивалей были неизвестны. Мы выбрали её вместе с партнёром, петербургским фестивалем Stereoleto. Мы шерим много артистов — те, кто выступал у нас 8 июля, к ним приехали
Хотя нет: первый свой фестиваль два года назад я делал 20 июня, и это было неправильно. За десять лет после окончания института я забыл, что в это время у студентов сессия. А школьники вообще сдают ЕГЭ. Не самое лучшее время, да ещё в тот день была очень плохая погода — выпало самое большое количество осадков за всю историю метеонаблюдения в Москве (43% месячной нормы. — Прим. «Секрета»). Нам пришлось перенести концерты нескольких последних групп в клубы, потому что фестиваль просто смыло.
— Как с клубами договорились, это не оказалось затратно?
— Они пустили нас бесплатно, делая ставку на то, что заработают на баре. В Dewar’s Powerhouse была намечена наша афтепати, и она превратилась в продолжение фестиваля. А у клуба «Дич» через дорогу пустовала дата — узнав о нашем катаклизме, они сами предложили свои услуги (ирония в том, что в этом году владелец клуба Тимур Башаров занимался маркетинговой и технической частью фестиваля — без его усилий ничего бы не состоялось). Безусловно, пришли далеко не все слушатели, но у многих сохранился запал и они поехали по клубам.
— Как вообще появился фестиваль «Боль»?
— Это была реакция на появление большого количества русскоязычных групп — постпанка преимущественно. А их появление — это, в свою очередь, реакция на засилье англоязычной музыки на российской сцене и в медиа. Казалось, что это норма — петь
У этих групп были очень короткие русские названия (видимо, по аналогии с советскими группами
— А до этого чем занимались?
— Я был независимым концертным промоутером, а в
И «Боль», и Moscow Music Week — это реакция на русскоязычный ренессанс, которого я ждал много лет. Когда в 2014 году рубль упал, стало очевидно, что привозить иностранных артистов дорого и рискованно — надо переключаться на российских исполнителей. Оказалось, что их целая куча, они быстро набирают аудиторию и из этого может получиться работающая экономическая модель.