На крупных европейских ярмарках, будь то BRAFA, TEFAF или Парижская биеннале, стенд Акселя Вервордта узнается сразу — по уникальному стилю в оформлении, наличию свободного пространства и умело расставленным акцентам, притягивающим внимание к отдельным шедеврам. Антиквар, декоратор, дизайнер мебели, куратор, риелтор, Вервордт появился на
В прошлом году Вервордт отпраздновал семидесятилетие. Его имя за полвека работы стало брендом, компанией давно руководят сыновья Борис и Дик, а сам он курирует выставки в венецианском палаццо Фортуни во время Венецианской биеннале. Art and Houses встретился с Акселем Вервордтом в Пушкинском музее, куда он приехал с докладом на конференцию «Випперовские чтения», чтобы поговорить о хорошем вкусе, подлинном искусстве и о том, что общего у

Расскажите, что привело вас в Москву и о чем вы рассказывали в Пушкинском музее?
Мое выступление было посвящено выставкам, которые на протяжении десяти лет я делал в палаццо Фортуни в Венеции. По сути, это разговор о том, как смешивать современное и старое искусство. Для меня между ними не существует барьера. Это эволюция — одно вытекает из другого и дополняет. Я рассказывал о том, как создавать диалог между ними, чтобы 1+1 дало гораздо больше, чем два. Знаете, это как собрать за одним столом совершенно незнакомых людей, но после ужина все вдруг чувствуют, что стали отличной компанией. Я уверен, что совмещение старого и современного создает совершенно новые смыслы.

Пространство галереи Акселя Вервордта
Выставка Сабуро Мураками
У вас репутация человека с безупречным вкусом. Это врожденное качество или результат родительского воспитания, музеев и книг?
Конечно, музеи, книги, детские впечатления играют свою роль. Моя мать умела сделать наш дом неординарным, теплым, гостеприимным. Но я думаю, что вкус — это не только поиск внешней красоты, это поиск гармонии и диалога энергий разных предметов. Это гораздо важнее. Иногда я специально стараюсь избегать декоративных эффектов, потому что они делают интерьер слабым и поверхностным. Гораздо интереснее играть с глубокими смыслами, показанными не так явно. Вы чувствуете их, но не видите. Я вообще думаю, что нужно больше беспокоиться об ощущениях, а не о зрительных эффектах.
Но вкус и способность воспринимать эти смыслы можно привить любому человеку?
Сложный вопрос. Я не знаю. Мне кажется, противоположность хорошего вкуса — фальшивка во всех смыслах. Если вы любите всё настоящее и подлинное, вам интересно попытаться найти гармонию между людьми, между вещами — это и есть хороший вкус. Для меня хороший вкус — это еще и позитивная, творческая энергия. Простота, уважение к природе, внимание к материалу. Не потрясение, эпатаж, крик, но тишина, гармония и мягкость.

Проект Акселя Вервордта «Kanaal» недалеко от Антверпена