Преподаватель Татьяна Бакальчук сумела построить успешный бизнес, создав в России рынок продажи одежды через интернет в середине 2000-х годов. До появления ее компании россияне покупали в сети только книги и технику. Поначалу сооснователи проекта Wildberries, Бакальчук и ее муж, обрабатывали и доставляли заказы сами. Сегодня, спустя 14 лет, на Wildberries представлено более 10,5 тысяч брендов различных товаров: от одежды и обуви до гаджетов, игрушек и детского питания. Оборот компании за 2017 год составил 69 млрд рублей. А Татьяна Бакальчук занимает второе место в рейтинге богатейших женщин России, по версии Forbes, с состоянием в $600 млн. В интервью Inc. одна из самых закрытых российских предпринимательниц рассказала, что нового узнала о бизнесе на пути к успеху.

Взрывной рост нельзя спланировать
Когда я придумывала Wildberries, я не грезила ни огромными оборотами, ни первыми местами в рейтингах; у меня не было никакой многоуровневой стратегии развития; я вообще не была уверена, что это будет какое-то долгосрочное мероприятие, — нашему первому ребенку был месяц и мне срочно требовалось найти замену своему предыдущему виду деятельности, поскольку преподавать с плачущим именно во время занятия младенцем было крайне тяжело.
Работать придется 24 часа в сутки 365 дней в году
Работа нон-стоп 24/7 — это было совсем не то, что я себе представляла. Но либо ты предан делу душой и телом, либо оно не взлетит. Первые 8-9 лет у нас с Владиславом не было ни выходных, ни отпусков. Я такого ритма не ожидала. Не могу сказать, что это доставляло какой-либо дискомфорт, разве что иногда мучила совесть, если в кризисных ситуациях приходилось поднимать сотрудников среди ночи или срывать их с дачи, с пляжа.
Иногда нужно поднимать голову от «сохи»
На самом деле нет никаких книг или гуру, которые научат вас, как правильно выстроить стратегию или управлять компанией, — не важно, большая она или маленькая, только появилась на рынке или существует уже не первый десяток лет. Но время от времени полезно и даже необходимо прочитать новую интересную книжку — и не обязательно про бизнес, — встретиться с новыми интересными людьми или заняться каким-то новым для себя делом, потому что только так можно найти точки для роста компании.