«Инвестируйте деньги в свое будущее, а не в вещи»
Выпускник факультета «Менеджмент в сфере интернет-бизнеса», а теперь уже и преподаватель Сергей Литвинов рассказал о том, как начал свой путь в IT-сфере, какие совершил ошибки в интернет-маркетинге и как работает в перфоманс-агентстве MGCom. А также — о ценности обучения в бизнес-школе RMA и новых «одноклассниках».
Долгое путешествие в IT
Менее трех лет назад я совершил прыжок в неизвестность. Я работал в крупной государственной компании на руководящей должности, но чувствовал, будто жизнь проходит мимо.
Иногда я смотрел на цифры в своем паспорте и завидовал коллегам, которым удалось сделать хороший карьерный выбор гораздо раньше меня. Мой путь в интернет-сфере сложно назвать обычным и простым. В 2009 я закончил робототехнику в Московском авиационном институте, потом там же — экономический факультет, начал работать инженером-тестировщиком программного обеспечения в ГосНИИас. Работа мне нравилась, но хотелось большего: какого-то более стремительного развития. Так я ушел в бизнес и начал заниматься торговлей китайскими товарами.
Помню, как привез в Россию партию мини-байков, которые хотел продавать владельцам премиальных гаджетов как вариант развлечения. Я считал себя целевой аудиторией и решил, что все продумал: собрал все названия телефонов и брендов с Яндекс.Маркета и, найдя уязвимость в поисковых алгоритмах Авито, показывал рекламу всем, кто искал определенный телефон. Просмотров было тысячи в день, но звонили немного, в основном неравнодушные молодые отцы, которые покупали игрушку сыновьям. Я понял, что неверно оценил аудиторию. В целом я уже тогда применял навыки интернет-маркетинга, которые использую и сейчас, но как-то бессистемно и неосознанно.
Через два года работы в собственном проекте, я уперся в потолок: мне не хватало понимания, в какую сторону развивать бизнес. Знакомый предложил работать менеджером проектов в крупной госкомпании над масштабными проектами с миллионными бюджетами и я согласился. Но из-за особенностей работы государственный компаний мне быстро стало тесно и скучно. Я работал «по инерции» и меня все равно тянуло в сферу IT. Я жаждал «американских горок».
Жаль только, что тридцатилетних дядек никто особо не хотел брать в IT-компании. Я готов был работать бесплатно, лишь бы получить возможность заниматься тем, что интересно. Тем более у меня была возможность работать за опыт, так как доход поступал от нескольких делегированных бизнесов.
Знакомство с бизнес-школой RMA
Однажды случайно увидел постер с объявлением о наборе на факультет «Менеджмент в сфере интернет-бизнеса» в бизнес-школе RMA и ради интереса пошел на ночь открытых дверей, на которой о современном подходе к проектированию рассказывал Дмитрий Силаев из UsabilityLab. Меня тогда очаровало, как человек грамотно излагает мысли, насколько он профессионален, как просто держится... Захотелось быть таким же.
Для меня учеба в RMА стала возможностью заскочить в последний вагон уезжающего поезда в светлое будущее. Я прыгнул в него, не задумываясь.
На вступительном экзамене дали анкету с вопросами про интернет-индустрию и ручку для ее заполнения. Но я тот еще гик и писать от руки не люблю с детства, поэтому вместо того, чтобы писать ответы на листочке, я диктовал их на распознаватель речи в iphone и собирался отправить их по электронной почте. Увидев меня за этим занятием, руководитель факультета Ирина Пахомова посмеялась и махнула на меня рукой: «Принят!».
За время учебы мне довелось познакомиться с невероятными профессионалами — преподавателями, некоторые из которых стали моими друзьями, впрочем, восхищаться ими меньше я не стал. Каждый перерыв я старался вытащить еще какую-нибудь крупицу знаний: выскакивал в курилку, мельтешил в обеденный перерыв, провожал преподавателей до метро или авто, оставаясь голодным, но удовлетворяя свой голод знаний. Подумайте: 5 минут каждого из преподавателей, отвечающих на ваши вопросы, суммарно стоит гораздо больше стоимости обучения.
К тому же в RMA я познакомился с одногруппниками — замечательными людьми, с которыми сейчас много совместной деятельности и много воспоминаний. Например, с Дмитрием Роговым, чей диплом до сих пор считается эталонным, Тамилой Хлебниковой, невероятной девушкой, которая во время обучения выигрывала все конкурсы подряд, Андреем Крыловым. Классно, что в 30 лет у меня появились новые «одноклассники», интересы с которыми совпадают.
Работа в MGCom и перфоманс-маркетинг
Найти работу после RMA стало проще. Интернет-индустрия развивается бурно, но не очень системно, а благодаря обучению в RMA я получил понимание взаимосвязей в отрасли: дизайн, разработка, реклама. Это позволило мне разговаривать с менеджерами в компаниях на одном языке, хотя опыта работы в IT я не имел.
Мир IT достаточно узкий. Когда учился, добавлял в друзья всех специалистов, которых упоминали преподаватели и подписывался на уведомлений от них. Читал информацию на их страницах, переходил по репостам и добавлял других. Может быть это выглядело достаточно навязчиво, но было честно с моей стороны: я действительно интересовался и восхищался каждым. Это позволило мне интегрироваться в индустрию менее, чем за год. Сейчас полученное виртуальное окружение создает невероятные возможности. И поиск интересной и перспективной работы может осуществляться в переписках в комментариях на фейсбуке.
В IT появляется множество направлений, я выбрал интересующее меня и, так получилось, что специалистов в нем было не так уж и много, что позволило мне быстро найти работу. Последнее время я работаю в компании MGCom — это performance агентство #1 (по версии Tagline).
Performance-marketing — это маркетинг, нацеленный на результат. Это направление позволяет управлять рекламными кампаниями исходя из конкретных количественных показателей, которые отражают результаты работы каждого отдельно взятого направления маркетинга по вовлечению пользователей. Перфоманс-маркетинг основывается на четко измеряемых параметрах: стоимость посетителя сайта, оставленного лида или звонка, конечную стоимость привлечение купившего клиента, полученные от него деньги. Благодаря этому можно посчитать рентабельность вложений в маркетинг — ROMI (Return of Marketing Investment).
Меня привлекает эта отрасль тем, что в ней применяются одни из самых передовых технологий и работают очень умные люди. Ты начинаешь по-другому смотреть на бизнес, когда знаешь, какими объемами денежных средств оперируют крупнейшие игроки рынка, во сколько им обходится привлечение пользователей, к каким цифрам исходя из своей unit-экономики они двигаются. Таким образом, у нас аккумулируется экспертиза и по бизнесам наших клиентов и по рекламным технологиям, которыми с нами с удовольствием делятся персональные менеджеры Яндекс, Google, Mail и других рекламных площадок, приезжая к нам с презентациями.
Зачастую мы в агентстве знаем про бизнес клиента больше, чем он сам, так как видим его конкурентное окружение, имея релевантный опыт — чувствуя тенденции изменения рынка. Мы часто советуем своим клиентам совершить то или иное изменение в продукте, которые могут привести к завоеванию рынка.
Как сказал мой нынешний работодатель и мой друг Иван Ежов: «Интернет-маркетинг хорош тем, что в нем все можно посчитать». Каждый день мы с командой профессионалов высочайшего уровня занимаемся тем, что считаем, анализируем, тестируем гипотезы для крупнейших брендов и компаний. Работать в такой команде — и гордость, и стимул. Ты чувствуешь, что твоими руками «вершится история» современного IT в России.
Я пришел работать менеджером в агентство MGCom, руководить маркетингом клиентов на стороне агентства, но, увидев некоторую потребность для существующих клиентов, сейчас начинаю развивать новое направление оказания услуг.
Среди наших клиентов крупнейшие застройщики, интернет-магазины, автобренды, Альфа Банк, Media Markt, Рив Гош, МТС, Росгосстрах, ReStore.
Преподавание на факультете «Менеджмент в сфере интернет-бизнеса»
Важно, что RMA дает возможность быть «подключенным» к экспертизе и сообществу всегда. Все дипломированные специалисты имеют возможность приходить на лекции RMA пожизненно. Для меня это очень важно: в непринужденной атмосфере студенчества я могу подойти к топ-специалистам и обсудить свои рабочие вопросы. Так что я регулярно просматриваю план обучения новых групп, выбираю интересующих меня лекторов и прихожу как студент. На лекции некоторых преподавателей я приходил по 4-5 раз! Например, на занятия Гая Карапетяна, Сергея Спивака, Вячеслава Иванова, Григория Ситнина, Михаила Розова — этот список гораздо больше, все эти люди переворачивали мое понимание после своих лекций.
В общем, на одной из таких лекций я познакомился со студентами и рассказал о том, чем занимаюсь и увлекаюсь. Студенты заинтересовались и мне предложили провести полноценную лекцию о CPA-маркетинге и лидогенерации.
Интересно, что прошло меньше двух лет, как я закончил RMA, и вот я уже сам преподаю на факультете. На лекциях я стараюсь привести много примеров из жизни, заставить учеников задуматься, предположить, порешать загадки, посмеяться, чтобы знания лучше закрепились. Студенты говорят, что им нравится.
Сергей Литвинов защитил диплом на тему «Формирование нового бизнеса на основе организации интернет-проекта сервиса рекомендаций В2В услуг для e-commerce проектов „HELPIM“»
Пожелание абитуриентам
Если бы меня спросили про секрет успеха обучения в RMA, я бы сказал, что секрет успеха — это быть увлеченным и делать что-то конкретное. Иметь практические задачи и не откладывать на последний день. В таком случае обучение может быть для вас максимально ценным и полезным.
RMA — это социальный лифт. Инвестируйте деньги в свое будущее: вещи обесцениваются, а мозги растут в цене экспоненциально.
P.S. Скажу по секрету, сейчас я получаю в месяц столько, сколько я потратил на обучение по программе «Менеджмент в сфере интернет-бизнеса».
Хотел бы выразить большую благодарность руководителю RMA Кириллу Эдуардовичу Кулакову, благодаря его подходу мы получили максимум знаний при должной дисциплине и ответственности, а также Ирине Пахомовой, которая всегда очень внимательно небезразлично относилась ко всем нашим проблемам.
Сергей ЛИТВИНОВ