17 января Beat Film Festival выпускает в российский прокат документальный фильм «Баския: Взрыв реальности» режиссера Сары Драйвер, жены и соратницы Джима Джармуша. Лента Драйвер рассказывает о первых шагах знаменитого художника в мире искусства до первой продажи картины. Buro поговорил с Сарой Драйвер о фильме, Нью-Йорке 1970-х и самом Жан-Мишеле Баскии.
— Как вам пришла идея снять фильм про Баскию?
— В действительности я не планировала снимать фильм про Баскию, но, когда в 2012 году Нью-Йорк настиг ужасный ураган «Сэнди», я пошла навестить мою подругу Алексис Адлер, чью квартиру тогда затопило. Она жила вместе с Жан-Мишелем в конце 1970-х. Она предложила мне взглянуть на вещи, которые Жан-Мишель когда-то оставил в ее квартире. В коробке было около 60 рисунков, картин и много другого. Алексис совершенно забыла об этих вещах, она не хранила их ради потенциальной финансовой выгоды.
Я решила зайти к ней на чашку чая, чтобы она показала мне все содержимое коробки, и я подумала, что это отличная возможность посмотреть на Баскию как на начинающего художника в Нью-Йорке конца 1970-х — начала 1980-х. Это было очень особенное время в Нью-Йорке, мы чувствовали, будто жили на отдельном острове, мы были словно отделены от всей остальной страны. Тогда никто не хотел жить в Нью-Йорке, потому что город был, по сути, банкротом. Полиция тогда была слишком занята по-настоящему жестокими преступлениями, поэтому им не было дела до художников и артистов, и мы могли делать что хотели. Это было время свободы, и, когда я увидела вещи Баскии в коробке у Алексис, я подумала, что это отличный портал в тот период времени. И это такая редкая возможность — показать художника, который достиг огромного успеха, в начале карьеры, показать окружение, в котором он вырос и которое воспитало его. Художники становятся теми, кто они есть, неслучайно: то, что их окружает, в некотором роде им помогает. Для меня было честью показать эту часть его жизни и получить помощь от такого большого количества художников того времени, кто жив по сей день, которые помогли мне с материалом для фильма. Так что этот фильм — коллективное произведение.