В прошлом году на День святого Валентина художник Кевин Абош осуществил одну из самых крупных сделок в истории цифрового искусства — он продал фотографию розы за $1 млн. Десять инвесторов заплатили по $100 000 в криптовалюте Etherium за долю в изображении красного цветка на чёрном фоне под названием Forever Rose. Совершенно очевидно, что они сделали это не для того, чтобы распечатать изображение и повесить его над камином.

Фотографию «разбили» на токены: покупатели приобрели даже не саму картинку, а запись в распределённом реестре о своем участии в проекте. Эту запись они могут дарить, продавать, обменивать на другие активы. Все средства, вложенные инвесторами в проект, были пожертвованы в фонд, который бесплатно учит детей программированию.
Forever Rose — яркий пример проекта на стыке искусства, благотворительности, цифровых и социальных технологий. Но напрашивается вопрос — искусство ли это вообще?
Главные ценности классического искусства — уникальность замысла и неповторимость созданного. Но в цифровом искусстве результат творения — файл, который подлежит тиражированию. Человеческое вдохновение экстраординарно и таинственно, движения ума, рук и голоса уникальны. Но в цифровом искусстве властвует логика алгоритма, о вдохновении речи не идёт. Тогда почему некоторые работы диджитал-арта уходят с молотка по $100 000-200 000? Читайте в материале «Секрета фирмы».
Как мастерство перестало быть ценностью
Чем быстрее развивались СМИ и медиа, тем сильнее менялось понятие «качества» произведений искусства. Когда появились «Чёрный квадрат» и пьеса «4’33’», к ним уже нельзя было применить те критерии качества, которыми пользовались в XVIII-XIX веках. В ХХ веке публика стала активнее реагировать на произведения, которые способны вывести её из эстетического равновесия.
«Эстетический винегрет» социальных сетей заставляет нас больше ценить то, что выходит за рамки повседневного. Более-менее любой сильный, актуальный (а лучше — хайповый) раздражитель приобретает материальную ценность: люди готовы платить за силу высказывания.
Написанные алгоритмами картины успешно продаются, потому что это ново и необычно: качество при этом проигрывает актуальности и принадлежности к контексту.