Выбрать обучение
Елена Саватеева: «Когда-нибудь все шедевры старых мастеров погибнут, останется только восковая живопись»
Назад
19 Марта

Елена Саватеева: «Когда-нибудь все шедевры старых мастеров погибнут, останется только восковая живопись»

Ведущий специалист сектора химико-биологических исследований Русского музея Елена Саватеева рассказала The Art Newspaper о том, как остановить окисление масляной живописи и как микрохимию используют реставраторы и изготовители подделок.




По современным музейным стандартам к реставрации можно приступать только после предварительных химико-технологических исследований. Но профессионалов в этой области не готовит ни один вуз, они действительно «штучный товар». А профессионалов такой квалификации, как у Елены Саватеевой, ведущего специалиста сектора химико-биологических исследований Государственного Русского музея, в Петербурге вряд ли наберется больше десяти человек. Благодаря ее научным изысканиям специалистами музея была успешно проведена реставрация таких важных полотен, как «Медный змий» Федора Бруни, «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, серии «Смолянки» Дмитрия Левицкого, и многих других знаменитых произведений. Елена Саватеева рассказала нашей газете о тонкостях музейной химии и перспективах сохранения шедевров мировой живописи. 

 

Микрохимия сравнительно молодая отрасль химии, и ее участие в исследовании живописи, в реставрации тоже молодое явление.

Да, первые шаги в области микрохимического исследования материалов живописи немецкие ученые предприняли лишь в начале XX века. Они использовали простейшие микрохимические реакции для анализа пигментов. Фактически только в 50-х годах прошлого века были разработаны надежные методики, получены реально объективные данные о пигментах, без чего невозможно подтвердить подлинность картин. Сейчас микрохимия — важнейшее звено в процессе реставрации: мы, химики, фактически помогаем мастерам разработать стратегию и тактику реставрации.

 

А до этих открытий, видимо, реставраторы могли наделать множество ошибок?

Действительно, немало произведений в российских музеях, в частности в Эрмитаже, пострадало в XIX веке. Например, в процессе перевода живописи с одного основания на другое. В одной из своих книг Инна Немилова, хранитель французской живописи Эрмитажа, пишет, что на картине Антуана Ватто «Пейзаж с водопадом» она увидела персонаж, скопированный с другого полотна художника, из Лувра — видимо, при переводе произошли значительные утраты красочного слоя, и, чтобы скрыть их, предприимчивый реставратор позаимствовал образ, широко известный по гравюрам.

Читать далее…

Регистрация
Вход
Учитесь у лидеров индустрии
Войдите в аккаунт, чтобы начать учиться
На указанную почту выслано письмо с инструкцией по восстановлению пароля

Оставить заявку на обучение

Наши консультанты свяжутся с Вами и ответят на любые вопросы о процессе обучения.
Спасибо за обращение!
Спасибо за вашу заявку!
Мы скоро свяжемся с вами.
Мы собираем файлы cookie и применяем рекомендательные технологии
Спасибо за регистрацию! Вам на почту отправлено письмо с инструкциями для подтверждения аккаунта.