23 апреля отмечает свой день рождения Spotify — шведский стриминговый сервис, который буквально перевернул с ног на голову всю музыкальную индустрию (и спас ее от неминуемой гибели). Сегодня у компании более 200 млн пользователей, а ее рыночная оценка достигла $34 млрд. Inc. вспоминает основные вехи развития сервиса, который, кажется, уже летом наконец появится и в России.
Сервис по-шведски
В середине 2000-х СМИ в один голос предвещали скорую гибель музыкальной индустрии: интернет-пиратство лишало ее доходов. Выход из этого тупика нашли два шведских предпринимателя-миллионера — Даниэль Эк и Мартин Лорентсон. Последний был основателем и владельцем Tradedoubler (крупнейшей скандинавской платформы цифрового маркетинга) и лично знал лучших европейских разработчиков, а также имел связи в Кремниевой долине. А Эк еще в старших классах зарабатывал до $50 тыс. в месяц, сливая в интернет записи телеэфира и занимаясь SEO-продвижением шведских компаний, а после школы создал и выгодно продал несколько интернет-проектов.
Будущие партнеры познакомились в начале 2006 года. Эк разработал для платформы Лорентсона сервис проверки безопасности клиентских онлайн-объявлений. Несмотря на ощутимую разницу в возрасте (Даниэлю тогда было 20 с небольшим, а Мартину — под 40), они быстро сдружились — благодаря схожему мировоззрению.
Идея Spotify началась с гипотезы, что люди могут отказаться от пиратства, если упростить им легальный доступ к музыке. Отчасти Даниэль вдохновлялся примером Шона Паркера, с которым был знаком, еще когда тот не стал сооснователем Facebook, а был известен как создатель Napster. Запущенный в 1999 году, этот сервис обмена треками в MP3-файлах работал по технологии одноранговой сети и всего за 2 года завоевал ежемесячную аудиторию в 20 млн пользователей по всему миру — на то время это была колоссальная цифра.