Новости
28 сентября 2010

Шерлок Холмс мирового дизайна

Известный лондонский дизайнер Шон Кларксон встретился со слушателями специализации "Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии". Неформально пообщавшись и посетив лекцию, RMA разглядела в своем госте из Лондона Шерлока Холмса мирового клубного дизайна – человека, который постоянно что-то ищет, непременно находит выход из любых ситуаций, искренне грустит во время пауз в работе и отчаянно принимает новые вызовы.

Этюд

"Революция в барной индустрии произошла в 2000 году, когда мы закончили работу над Atlantic Bar & Grill", – говорит Шон. – "В какой-то момент мы поняли, что люди приходят в бар не только за тем, чтобы выпить чего-то крепкого, но и чтобы ощутить комфортную атмосферу, насладиться вкусом разнообразных коктейлей и обществом приятных людей. Все это мы воплотили в Atlantic Bar & Grill. Это было уже не просто местечко, куда заходят пропустить пива или джина после работы. Здесь царила сексуальная атмосфера, а настроение гостей было... Как бы это сказать? Эротическим, да. И это было просто замечательно.

Со временем то, что когда-то началось в Западном Лондоне, быстро распространилось по всему городу. Хороший сервис, качественные напитки, впечатляющий интерьер – все это про бары нового поколения. Впрочем, не все так просто. Примерно в то же время в Англии был введен запрет на курение в общественных местах, и это заметно отразилось на развитии лондонских баров. Место под зоны для курения находилось далеко не везде, и многие задумались, как быть в этой ситуации. Вы ведь знаете, какая погода в Лондоне? Поэтому вариант с курением на улице отпадает сразу, делать это под проливным дождем не слишком удобно. В итоге у некоторых баров стали появляться дополнительные пристройки, где гости могли бы выкурить сигарету-другую. Но все же это было не совсем то.

Размеры одного из проектов, над которым мы работали, позволяли не выносить зону для курения за его пределы. Мы взяли стильный, удобный диван, поставили его в стороне от места, где собираются люди, и обыграли пространство вокруг таким образом, что каждый, кто проходил мимо, мог только позавидовать курящим гостям. Это было ярко, эффектно и в сексуальных тонах – в духе времени, да. Как раз то, что нужно".

Знак

"В моей команде всего десять человек", - отмечает Кларксон. – "Конечно, мы могли бы стать больше и представительство в России открыли бы без проблем. Но есть один нюанс. Я вовлечен в каждый из проектов, и стильный дизайн в первую очередь ассоциируется именно со мной. Люди знают, что над их проектом я буду работать лично, поэтому и доверяют. Все видят результат моей работы, у нас достаточно заказов, и распыляться в этой ситуации нет смысла.

Вдохновение? Хороший вопрос. Здесь многое исходит от самого клиента. Так перед началом работы над баром Electric Birdcage, заказчик предложил мне съездить на Бали. И, вы знаете, там я увидел немало вещей, которых никогда бы не встретил в Лондоне. В итоге мои впечатления отразились на дизайне – огромные статуи черных жеребцов с драгоценными камнями вместо глаз, впечатляющие клетки для птиц. Это отличный пример того, как заказчик может разжечь огонь внутри дизайнера. Но речь, как видите, вновь идет обо мне. Клиенты доверяют мне одному, а не абстрактной общности людей, скрывающейся под именем, каким бы известным оно ни было".

Собака

"Вообще я должен стать скульптором", - рассказывает Шон. – "Уж не знаю, какая собака меня укусила, но во время учебы в Университете Кингстона я слишком увлекся различного рода инсталляциями. Большинство из них по своему настроению и атмосфере напоминали ночные клубы. Знающие люди разглядели во мне потенциал, в чем-то помогли... Что из всего этого получилось, вы видите. Больше никакие собаки меня не кусали. Разве что финансовый кризис.

Если серьезно, кризис стал очень серьезной проблемой. Нет-нет, люди по-прежнему приходят к нам, но при этом хотят получить привычный результат за меньшие деньги. Конечно, просто отказывать было бы неправильно, иначе мы остались бы без работы. Чтобы этого ужаса не произошло, мы начали разрабатывать специальные предложения. Разговариваем с клиентом, стараемся понять его цели и приоритеты, а после этого подробно расписываем, что он может получить за имеющиеся деньги.

За свои услуги мы получаем 10 процентов от стоимости проекта. Знаете, существует такое правило: возьми бюджет проекта и удвой его к моменту завершения работы. Если до кризиса оно было актуально, то по нынешним временам над этим никто уже даже не смеется".

Долина

"Сделать что-то фантастическое. Сложно придумать вызов лучше", - говорит Кларксон. – "Мне хочется превратить в фантастику все, за что бы я ни брался – будь то дерзкий ночной клуб для молодежи, чопорный бар для бизнесменов или классический паб для трудяг, что живут неподалеку. Чтобы все мои работы, собранные вместе, походили на небольшую фантастическую долину.

Как-то я получил заказ на разработку дизайна клуба в помещении, где раньше находился банк. Представляете, да? Эти сложные потолки, многоуровневый пол, непонятные пространства. Но моя цель от этого не меняется – превратить все это в буйство фантазии. Все оборачивается двумя залами – коктейльным и для танцев до утра. Внутри это напоминает карусель, я экспериментирую с цветами, подкрашиваю потолок флуоресцентными красками, пробую разные виды подсветки, покупаю стильную мебель – в итоге от банка не остается и следа.

Или, взять, например, The Albion – очень традиционное место. Здесь, казалось бы, не до фантастики – но это в зависимости от того, что под ней понимать. Уделяем больше внимания кухне, делаем зал для чая, зону для барбекю, разбиваем во дворе сад – с учетом привычного понимания британского паба это фантастика. Теперь сюда приходят не только люди, которые работают поблизости, но и их семьи. Причем делают они это с удовольствием. Мамы с детьми пьют чай со свежими вкусными булочками, а потом гуляют в саду. Вспоминая, какая аудитория традиционно собирается в пабах, неужели это не фантастика?

Меня часто спрашивают, какими правилами должен руководствоваться дизайнер. Конечно же, есть базовые правила: тщательно подбирать цвета, уделять серьезное внимание освещению... Но лучший совет, который я могу дать, - не бояться и как можно больше экспериментировать. Иногда идея, которая на первый взгляд кажется безумной, на деле может обернуться фантастикой".

Кирилл БЛАГОВ

Все новости >