В Москве прошел фестиваль современного искусства «Форма», который одновременно стал одним из главных театральных и музыкальных событий лета. Ирина Шульженко собрала за одним столом в «Рихтере» организаторов «Формы», чтобы узнать, как они делают это масштабное событие. Материал опубликован в «Афише Daily».
— Сложно представить, что «Форма» существует уже восемь лет. Как изменился фестиваль за эти годы?
Юрий Кассин, культуролог, основатель фестиваля «Форма»: Мы начали с того, что решили сделать фестиваль современного искусства, и как‑то сразу было понятно, что искусство — это все: и музыка, и театр, и арт, и перформанс. Из года в год у нас ширится программа: вот Денис [Смагин] в свое время добавил сцену электронной музыки, которой у нас до этого не было. Теперь он делает поэтическую сцену, расширяется программа театра. Собственно, и арт тоже все больше, и больше программы, связанные с современным искусством.
Нам нравятся все виды искусства, и мы от всех них в восторге. Сейчас многие фестивали развиваются в этом направлении: взять, к примеру, джазовый фестиваль в Монтрё — там можно тоже посмотреть театральные постановки. Это же касается дигитальных фестивалей — CTM, к примеру, или фестиваля цифрового искусства в Афинах. И мы никуда не уйдем от этого тренда, потому что искусство — с помощью цифровых технологий в том числе — все время образует новые формы. Как мужское и женское: появляются два новых начала, и рождается что‑то новое. Так же все виды искусства — они перетекают друг в друга.
— А как с течением лет изменилось соотношение музыки, современного искусства и театра в общей программе? Какая динамика внутри этих направлений? Насколько вообще вы придерживаетесь этого разграничения на театральные постановки и перформанс?
Алексей Киселев, театральный критик, журналист, куратор театральной сцены фестиваля «Форма»: Я для себя разделяю театральную жизнь, театральный процесс глобально на две составляющие. Вот конвенциональный театр — там есть, условно, сцена, режиссер, артисты. И вот независимый театр, чья популярность заметно растет. Особенно в России это заметно, потому что у нас всегда была довлеющая категория такого государственного, репертуарного театра — в отличие от него, независимый театр существует по принципу рок-музыки. То есть собираются какие‑то люди — «Давай сделаем театральную группу!»: не рок-группу и не панк-группу. Или есть театральные диджеи, когда просто один человек сам устраивает представление и называет это спектаклем. Есть такой спектакль под названием «Диджей Павел» коллектива театра post в Петербурге. В общем-то там просто ставят пластинки советских песен, а самой пьесой там является плейлист.