Прошло четыре года как не стало Йохана Кройффа. Голландец стал не только величайшим игроком и тренером в истории, но и человеком, который перевернул представление работе спортивного бизнеса. Кройффу принадлежит великая фраза «Я не видел, чтобы мешок денег забивал гол». Но в собственной автобиографии Йохан признает, что деньги важны в футболе, и этот подход прослеживался на протяжении карьеры голландца, пишут авторы блога «Спортивный бизнес» на портале Sports.ru.
Бедное детство без отца отразилось на менталитете Кройффа, который стал первым футболистом, который научился полноценно монетизировать персональный бренд и распространять популярность далеко за пределы футбольного поля.
Ярко сверкающий на футбольном поле, Кройфф стал звездой и в спортивном маркетинге и на годы вперед предопределил то, как будет существовать этот рынок.
Первым привел на переговоры с клубом агента
В 1968 Кройфф шокировал совет директоров «Аякса», когда привел на переговоры о новом контракте тестя – Кора Костера. Костер занимался ювелирным бизнесом и продавал бриллианты в Амстердаме. Однажды Костер признался: «Я видел тысячи бриллиантов в своей жизни, но самый драгоценный из них – это Йохан».
Боссы «Аякса» настолько возмутились появлением агента на переговорах, что потребовали, чтобы тот вышел из кабинета. Ответ Кройффа оказался бескомпромиссным «Вас тут сидит шестеро, так почему бы мне не привести агента?» и закончил переговоры.
Как работали финты Йохана на футбольном поле, так и этот трюк сработал – совет директоров признал право Костера на участие в переговорах и согласиться на требования Кройфа и его тестя по контракту.
Читать дальше…