В последнее время все чаще появляются новости о том, что известный актер или певец в коллаборации с крупным музеем делает некий проект. Он может стать как героем выставки, так и куратором, поучаствовать в интернет-проекте или разработать для музея сувенирную линейку. Зачем подобное сотрудничество нужно музеям и какую пользу из него они извлекают? Читайте в материале The Art Newspaper Russia.
Правило родной души
Знаменитые и влиятельные персоны привлекают в музей новую аудиторию. Конечно, Лувр был самым посещаемым в мире музеем и до того, как Бейонсе и Джей Зи сняли там клип Apes**t, который на YouTube посмотрели уже 218,5 млн раз. Однако именно после его мгновенного вирусного распространения в соцсетях на встречу с «Джокондой» и Венерой Милосской поспешили рекордные 10,2 млн человек — на четверть больше, чем в предыдущем, 2017 году.
Бывает, что звезды сами становятся произведениями искусства, как актриса Тильда Суинтон, представшая в образе современной спящей красавицы в нью-йоркском MoMA. Или же музеи приглашают медийных персон в кураторы. Например, парижский Национальный музей восточных искусств — Музей Гиме привлек к работе над выставкой японского художника Mr. музыканта с многомиллионной аудиторией в соцсетях Фаррелла Уильямса, а венский Музей истории искусств поручил режиссеру, автору «Отеля „Гранд-Будапешт“» Уэсу Андерсону сделать обзор собрания, и получился ироничный проект «Мумия землеройки в гробу и другие сокровища». В итоге про эту выставку и музей услышали и поклонники кино, которых в мире гораздо больше любителей искусства.
Художник и куратор Федор Павлов-Андреевич, записавший видеоэкскурсию по выставке «Дары. Избранное» в Государственном Русском музее в рамках проекта «Команда ВТБ: Арт. Спорт. Хайп», на вопрос: «Что происходит с искусством, когда его презентуют с помощью селебрити?» — отвечает, что у искусства мало шансов быть услышанным теми, кому оно не особенно любопытно или доступно в обычной жизни.