Новости
25 апреля 2007

Управление гневом

Сергей Овчинников стал дипломированным спортивным менеджером, защитив выпускную квалификационную работу в Государственном университете управления
 
На 74 – й минуте матча, оказавшегося для него последним в карьере действующего футболиста, Сергей Овчинников затеял едва не переросший в драку конфликт с арбитром, и был удален. Учитывая, что к этому моменту его «Динамо» проигрывало «Москве» со счетом 0:1, а реакция вратаря вроде бы никак не соответствовала масштабу судейской ошибки – ну, подумаешь, угловой неправильно свистнули, не пенальти же! – большинство наблюдателей тогда сошлись во мнении, что Босс команду подвел. Однако после того, как Сергей Иванович скрылся в подтрибунном помещении, с «Динамо» произошло чудо. Выглядевшая до того абсолютно безвольной команда вдруг приосанилась, побежала и вдесятером смогла спастись в уже, казалось бы, стопроцентно проигранном матче. Счет сквитал футболист, про которого Андрей Кобелев, вскоре после этого пришедший в «Динамо» главным тренером, говорил, что его, дескать, «не смогли разбудить ни Романцев, ни Семин». А одна из статей в главной спортивной  газете страны на следующий день так и называлась: «Овчинников разбудил Булыкина». Спустя почти восемь месяцев после этого события, 25 апреля 2007 года Сергей Иванович, ныне обосновавшийся в должности старшего тренера вратарей московского «Локомотива», завершил курс обучения в ГУУ по специализации «Менеджмент в игровых видах спорта» и успешно защитил диплом. Называется эта почти 70 – страничная работа «Управление конфликтами в спорте». Вот – лишь некоторые ее фрагменты.
 
«Противоречия, которые находят выражение в межличностных конфликтах обуславливают противоборства и противостояния между субъектами спортивной деятельности. Такие противостояния имеют наиболее деструктивный характер, если в процессе спортивного поединка, для достижения превосходства над соперником, требуется совместное взаимодействие сторон, состоящих в конфликте. Это особенно характерно для спортивных игр, в которых спортсмены способны эффективно, творчески решать сложные задачи подготовки и участия в соревнованиях только в совместном взаимодействии под непосредственным руководством тренера…»

«…Основным моментом в формировании оптимальных межличностных отношений в спортивной команде является целенаправленная педагогическая деятельность тренера. Она включает комплекс психолого – педагогического воздействия, которые складываются в процессе профессиональной подготовки и неформальных отношений. Такие действия позволят тренеру совершенствовать подготовку спортсменов, разрешать межличностные конфликты и исключать реальное противоборство, направленное на достижение индивидуально значимых личностных целей…»
 
«…Взаимотношения в спортивной группе делятся на отношения между спортсменами (горизонтальный уровень) и отношения спортсменов с тренером (вертикальный уровень). Каждый из этих видов взаимоотношений может, в свою очередь, делится на формальный и неформальный…Размывание формальной структуры характеризуется нарушением субординации в системе «тренер – спортсмен», дисциплины, снижением критической оценки поведения, личной ответственности за свои действия. Группа перестает отвечать тем задачам, ради которых она была создана, превращаясь в средство достижения целей узкого круга лиц, корпорации. Если же члены группы строят свои связи и отношения только на основе инструкций и предписаний, с учетом ролевых действий и формальных статусов, то взаимоотношения в скором времени станут напряженными. Отсутствие эмоциональных связей приводит к незнанию и непониманию многих личностных и профессиональных качеств друг друга, ухудшению отношений и в конечном итоге – к конфликту. Два типа структур – формальная и неформальная – всегда сосуществуют, образуя сложное соотношение между собой…»

«…Тренер должен обладать многими нравственными и педагогическими качествами, чтобы сохранить субординацию, своевременно пресечь по отношению к себе проявление панибратства и фамильярности. Но строгость и сохранение дистанции в отношениях не должны способствовать изоляции тренера от группы, создавать образ человека недоступного, без чувств и эмоций, «застегнутого на все пуговицы». Доброжелательность и участие в судьбе спортсмена, умение понять своего ученика и оказать ему помощь словом или делом, справедливость и последовательность в требованиях – вот тот далеко не полный перечень личностных качеств тренера, которые формируют у спортсменов чувство уважения к нему…»

«…Поверхностное наблюдение за спортивной группой нередко приводит к мысли о том, что все ее члены равны между собой… Но это равенства нет и быть не может: все члены группы выполняют хотя и однородную деятельность, но по разному, в зависимости от отношения к ней, способностей, личностных качеств, ситуации и т.д. В результате деятельности происходят самооценка и взаимооценка поступков и успешности деятельности, позволяющие каждому сравнить себя с другими, отвести каждому, в том числе и себе, место в группе, мысленно построить свою иерерхическую структуру команды, определить статус каждого его члена…»

«… Под руководством автократичных руководителей коллективы отлично работают только в присутствии руководителя. Сотрудники негативно воспринимают жесткий стиль лидерства, в коллективе возникает атмосфера враждебности. Эффективность деятельности групп, возглавляемых «демократами», находится на не менее высоком уровне, но в них формируются позитивные взаимоотношения. Кроме того, в таких группах сотрудники прилагают одинаково интенсивные усилия, как в присутствии лидера, так и в его отсутствие, чему способствуют применяемые руководителем демократического типа методы участия в управлении и принятии решений большинством голосов…»

«…В роли лидера спортивной команды, как показывает практика, выступает обычно наиболее авторитетный, опытный спортсмен…Если лидер действует в соответствие с планами и задачами тренера, то достигается, как правило, максимальный положительный эффект в организации и координации совместных усилий членов команды. Иногда между официальным руководителем (тренером) и лидером не возникает полного согласия, не устанавливается взаимопонимание. Это может привести к определенной дезорганизации, к нарушению процессов управления в команде…Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли: а) роль инструментального, или делового лидера, чьи действия направлены преимущественно на решение поставленной перед группой задачи и б) роль экспрессивного или эмоционального лидера, чьи действия ориентированы преимущественно на межличностные отношения. Инструментальных лидеров следует рассматривать как ближайших помощников тренера в решении задач технико – тактической, специальной подготовки. Они выступают инициаторами в поисках более современных средств и способов совершенствования мастерства спортсменов, обсуждают с тренером возникающие идеи. Экспрессивные лидеры – ближайшие помощники тренера прежде всего в воспитательной работе, что особенно важно в детских, юношеских командах. Во взрослых командах неоценима их помощь в профилактике и предупреждении различных межличностных конфликтов, в организации досуга, проведении общественных мероприятий…»

P. S. Когда Овчинников закончил представление работы и дело дошло до вопросов, первым слово взял возглавлявший экзаменационную комиссию профессор Сидоров. «Скажите, Сергей Иванович, -- начал он, -- вот есть такая наука – конфликтология, и согласно этой науке метод провокации конфликта может служить успешному достижению тех или иных целей. Вы по этому поводу что думаете?» «Вот – вот, -- поддержал главу приемной комиссии руководитель специализации «Менеджмент в игровых видах спорта» Сергей Иванов, -- не просто же так Фергюссон в Бэкхема бутсой бросил, какую – то же цель он преследовал». «Я не знаю, что там произошло у Бэкхема с Фергюссоном, -- признался Сергей Иванович, - но по личному опыту могу сказать, что этим психологическим приемом – провокацией конфликта – наши тренеры довольно часто пользуются. Юрий Павлович Семин, бывало, к нему прибегал. И очень успешно – того, кто играть не хотел, он таким образом подвигал к принятию окончательного решения об уходе из команды, а тому, кто хотел, но у него, может быть, не получалось, – такой стимул помогал на новый уровень выйти». «И это при том, -- удивился профессор Сидоров, -- что Юрий Павлович руководитель в общем демократичный?» «С той стороны, о которой я рассказываю, -- откликнулся Овчинников, -- его действительно немногие знают». Следующий вопрос прозвучал из уст Анатолия Волосова, директора по экономике московского «Динамо». Его интересовало мнение Сергея Ивановича относительно того, насколько необходим современной футбольной команде штатный психолог? «Когда я был игроком, -- ответил на это Овчинников, -- то относился к работе с психологом скептически, предпочитал настраиваться сам. А теперь думаю, что иногда психолог необходим. Но именно – иногда. Потому, что бывает так, что в клубе и президент, и тренер  – сами такие психологи…» Тут Сергей Иванович улыбнулся, и улыбнулся так по хорошему, что у всякого, кто видел его в эту минуту, должны были отпасть всякие сомнения в том, что случившееся с ним на 74 – й минуте его последней игры в профессиональном футболе, не было спонтанной вспышкой неконтролируемой ярости. Ничего подобного. Просто экспрессивный лидер воспользовался методом провокации конфликта, чтобы психологически встряхнуть разуверившуюся в своих силах команду. И ведь помогло же…
 
Справка: Сергей Овчинников. Старший тренер вратарей футбольного клуба «Локомотив» (Москва). Родился в 1970 году.В 1988 году окончил спортивную детско – юношескую школу олимпийского резерва «Динамо» (Москва). Игровое амплуа: голкипер. Выступал за клубы: 1990 год - «Динамо» (Сухуми), 1991 – 97 – «Локомотив» (Москва), 1997 – 99 – «Бенфика» (Португалия), 1999 – 2000 – «Алверка» (Португалия), 2000 – 01 – «Порту» (Португалия), 2002 – 05 – «Локомотив» (Москва). 2006 – «Динамо» (Москва). Выступал за сборную команду России (35 матчей), участник чемпионата Европы 2004 года. Двукратный чемпион России (2002, 2004), двукратный обладатель Кубка России (1996, 1997), двукратный обладатель Суперкубка России (2003, 2005), двукратный обладатель Кубка Португалии (2000, 2001). Четырежды признавался лучшим вратарем России (приз журнала «Огонек») – 1994, 1995, 2002, 2003.
Все новости >