Новости
10 ноября 2010

«Всё было бы совершенно замечательно, если бы Жирков хоть иногда улыбался»

В этом сезоне они должны выйти на прибыль. Таков был план, пару лет назад озвученный еще Питером Кеньоном. Выйдут ли? Неизвестно: итоги сезона, что естественно, будут подведены только по его окончании. Одно можно сказать точно: они стараются. Зарабатывают, как могут и на чем только могут. И хотя за заработок в «Челси» отвечают не только эти трое, но они — в первую очередь. Ричард Милхэм, Саймон Хантер, Бен Уэллс. Вот послушайте, что они рассказали участникам лондонской стажировки, организованной специализацией «Менеджмент в игровых видах спорта» RMA.

Ричард Милхэм, глава департамента мерчендайзинга и лицензирования:

«Мерчендайзинг приносит «Челси» около 70 миллионов фунтов в год. Товарооборот одного только клубного магазина, расположенного непосредственно на «Стэмфорд Бридж», составляет 7 миллионов. Разумеется, это самый большой в мире магазин, торгующий нашей атрибутикой. Площадь его составляет 12, 5 тысяч квадратных метров. В течение года магазин посещают больше полумиллиона человек. И 40 процентов из них, согласно статистике, уходят отсюда с покупками.



В обычные дни покупателей обслуживают 12 сотрудников при 5 работающих кассах. В дни матчей их количество увеличивается до 80 человек и 28 кассовых аппаратов соответственно.



Понятно, что именно в такие дни мы и делаем основную выручку. Количество болельщиков, приходящих сюда непосредственно перед матчем или после него колеблется от 8 до 10 тысяч человек. Кстати, в день игры со «Спартаком» в Лиге чемпионов их как раз 10 тысяч и было.



Самый ходовой товар? Это, конечно, игровые футболки: 28 процентов от общего объема продаж. В лидерах — Дрогба, Лэмпард, Терри. Жирков? Нет, он не столь популярен. Он, без сомнения, очень хороший игрок, но все было бы совсем замечательно, в том числе и с коммерческой точки зрения, если бы он хоть иногда улыбался.



Вслед за футболками идет брендированная одежда (24 процента), различного рода игровой и тренировочный инвентарь (13 процентов), сувениры (8 процентов)... Все это, кстати, можно купить и через интернет. Наш сетевой магазин ежегодно посещают 350 тысяч человек, 120 тысяч из них, то есть практически каждый третий, оставляет заказ.



Большинство интернет-покупателей, до 90 процентов, составляют болельщики из азиатских стран. В Европе по-прежнему большей популярностью пользуются телефонные заказы, сделанные по итогам изучения каталогов. Что касается России: заходов отсюда в интернет-магазин много. Покупок — значительно меньше.

Еще одним направлением нашей коммерческой активности является продажа лицензий компаниям, которые хотели бы выпускать продукцию с символикой «Челси». Этот вид деятельности приносит клубу 2 миллиона фунтов в год. Критерий отбора партнеров исключительно прост и прагматичен: это должна быть компания с репутацией, компания, в качестве продукции которой мы могли бы быть абсолютно уверены. Пример? Пожалуйста: Walt Disney Company приобрела у нас лицензию на выпуск постельного белья с символикой «Челси».

Ну, и кроме того в сфере моей ответственности находится клубный музей и организация туров по «Стэмфорд Бридж». Эту программу мы начали пять лет назад. В 2009 году у нас было 122 тысяч посетителей. В этом планируем, что будет больше — примерно 140 тысяч. Стоимость взрослого билета на тур по стадиону, включающему посещение музея, равна 15 фунтам. Так что примерный доход от этого рода деятельности вы можете подсчитать сами.



К слову, в следующем году мы планируем открыть на «Стэмфорд Бридж» новый музей, гораздо более обширный по площади и, соответственно, по количеству представленные экспонатов. Он обойдется клубу в 2 миллиона фунтов. И, как мы рассчитываем, окупиться за четыре года«.

От автора: Небольшое пояснение относительно фотографий. Вот эта вот черно-белая, это примерно начало 80-х. Позаимствована из не раз уже упоминавшейся мною книги официального фотографа «Челси» Хью Хастингса Deep Blue. Такой вот у них был тогда магазин. И таким он стал теперь — два этажа, больше пяти тысяч наименований товара... Кстати, фотографическую книжку я там и купил.



Саймон Хантер, глава департамента продаж: «Главная наша проблема это, чего уж греха таить, маленький стадион. «Стэмфорд Бридж» вмещает 42 тысячи человек. А мы, конечно, мечтаем о 60- тысячной арене: имей мы такой стадион, и наши заработки существенно увеличились бы. Увы, мечта это практически несбыточная. Очень плотная застройка, особенности инфраструктуры, в том числе и транспортной, в этом районе практически исключают возможность реконструкции арены с целью увеличения ее вместимости. Наверное, можно было бы подумать о том, чтобы построить новый стадион с нуля. Но земля в окрестностях Фулхэм Роуд чрезвычайно дорога, а покидать район, где мы базируемся исторически, где, собственно говоря, и начинался «Челси» мы не хотим.



В таких условиях нам не остается ничего другого, кроме как максимально использовать имеющиеся у нас возможности заработка. Выручка клуба от реализации билетов и абонементов приблизилась к 80 миллионам фунтов, что составляет 37 процентов доходной части бюджета.

Это меньше, чем у «Манчестер Юнайтед» и «Арсенала», однако все-таки сопоставимо с их заработками, при том, что и у тех, и у других стадионы куда более вместительны, чем «Стэмфорд Бридж». Не отпускать конкурентов далеко нам позволяет программа реализации вип-лож. В частности, на нашем стадионе есть 24 ложи, выкупить которые на сезон можно, заплатив по миллиону фунтов за каждую. Это совершенно точно самые дорогие ложи в Великобритании, и я думаю, что и во всем остальном мире — тоже.



Кроме того, мы активно работаем с нефутбольными активами «Челси», расположенными в непосредственной близости от «Стэмфорд Бридж». К таковым, в частности, относятся две четырехзвездные гостиницы — Millenium и Gopthorne. Всего здесь мы имеем 275 номеров, причем средняя цена номера составляет 100 фунтов в сутки, а средняя годовая заселенность обоих отелей — 90 процентов.



Помимо этого на территории, прилегающей к «Стэмфорд Бридж», клубу принадлежат два ресторана, один из которых, Marco Pierre White, является совместным проектом мистера Абрамовича и знаменитого мишленовского шефа. Ну и, наконец, еще одну возможность заработка нам дает элитный фитнесс-клуб, который так и называется — «Челси».

Совместный оборот всех перечисленных мною предприятий, не относящихся напрямую к футболу, достигает 50 миллионов фунтов в год«.

От автора: Я опять-таки по поводу фотографий. Вам, надо думать, интересно было бы знать, как выглядит ложа за миллион фунтов. Тогда поглядите на фото, где мы сидим за большим столом, уставленным бутылками. Вот это она самая и есть — ложа за миллион. Метров, наверное, под пятьдесят. С небольшим баром. С выходом на оборудованную мягкими сиденьями трибуну. Говорят, примерно такая же, под номером «десять», у Абрамовича. Единственное серьезное отличие от прочих аналогичных — кресла с климатконтролем.

Бен Уэллс, глава департамента маркетинга:

«Возглавляемый мною департамент отвечает, в частности, за работу со спонсорами. И вы, конечно, знаете, что главными спонсорами «Челси» являются Samsung и Adidas. Как и почему мы пришли к сотрудничеству именно с ними? Отвечая на этот вопрос, я хотел бы в первую очередь рассказать о том, какую в принципе философию мы исповедуем, выстраивая свои отношения со спонсорами. Если уместить все в одну фразу, звучать она будет так: нам не нужны партнеры, которые рассматривают нас просто как очередную площадку для размещения своей рекламы; они должны разделять наше стремление к глобальному росту.

Показательна в этом отношении история с Samsung. 10 лет назад у этой компании была устойчивая репутация весьма посредственного бренда, плетущегося в хвосте y Sony и со значительным опозданием воспроизводящая все его технологии, но только в более дешевом сегменте. Они, очевидно, и сами понимали, что имидж этот надо менять, что им надо расти. И понимание этого сыграло значительную роль в том, что с предложением о спонсорстве они обратились именно к нам.

Мы работаем уже пять лет. Доля Samsung на рынке электроники в целом в этом году достигла 30 процентов. Их доля на рынке телевизоров с плоским экраном ежегодно растет на пять процентов. Годовой оборот компании достиг 150 миллиардов долларов — по этому показателю она давно уже устойчиво находится в первой мировой десятке производителей электрического и электронного оборудования. Нет никаких сомнений в том, что свою роль в этом успехе играет и то, что в сознании потребителей Samsung теперь прочно ассоциируется с «Челси», одним из самых успешных футбольных клубов в мире. Мы проводили исследования: о существовании связки «Челси» — Samsung осведомлены люди в 50 странах мира.




Вот, если в общих чертах, что получил от сотрудничества с нами Samsung. Если же вспоминать о частностях, то накануне Евро-2008 рекламный ролик, в котором снялись Терри, Эссьен, Анелька и Чех существенно повысил продажи их новой модели телевизора.

Примерно по этой же логике развивается и наше сотрудничество с техническим спонсором клуба Adidas, и с брендом Singha Beer, который недавно тоже заключил с нами спонсорский контракт и получил право называться «официальным пивом „Челси“.





Каковы суммы этих контрактов? Ну, об этом мне говорить нельзя. Поищите в Google».

От автора: Я, кстати, поискал. Получается вот что: Adidas и Samsung недавно спонсорские контракты с «Челси» продлили. Первые — на восемь лет, вторые — на три года. Платить, если верить информации из открытых источников, будут одинаково: по 20 миллионов фунтов в год. Что же до тайских пивоваров, то они, конечно, выступили скромнее. Четырехлетний контракт и всего 8 миллионов фунтов за весь период сотрудничества. Ну как, теперь все со спонсорством прояснилось? Нет? А вы погуглите.Погуглите...


Петр БРАНТОВ


P.S. Инновационно-образовательная компания RMA благодарит президента компании ProSports Management Германа Ткаченко за помощь в организации и подготовке стажировки слушателей специализации «Менеджмент в игровых видах спорта» в футбольном клубе «Челси».

P.P.S. Это последний текст, написанный по итогам лондонской стажировки. Спасибо всем, кто участвовал, читал и комментировал.

Читайте также:

Хроники дороманского периода (участники лондонской стажировки RMA в музее «Челси» на «Стэмфорд Бридж»)

Все новости >