Архитектурно -историческая экскурсия по выставке «1922. Конструктивизм. Начало»
В субботу, 26 ноября, для студентов группы «А-25» факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» будет организовано выездное занятие в Центре изучения конструктивизма «Зотов», недавно открывшемся в пространстве бывшего Хлебозавода № 5.
Информация о выставке «1922. Конструктивизм. Начало» - здесь.
Также при подготовке рекомендуем ознакомиться с вышедшим в The Art Newspaper Russia материалом, посвященном открытию Центра «Зотов».
На хлебозаводе запускают новоиспеченный центр конструктивизма
В отреставрированном памятнике архитектуры на Ходынской улице в Москве открывается культурно-просветительский центр «Зотов». Новая институция займется исследованиями теории и практики конструктивизма.
В 1952 году материал о московском механизированном хлебозаводе № 5 в журнале «Огонек» начинался цитатой революционера Сергея Кирова: «Кто хочет видеть кусок социализма — пусть идет на хлебозавод».
Теперь, в 2022 году, на хлебозавод можно прийти, чтобы увидеть наследие конструктивизма. В конце ноября здесь открывается центр «Зотов» — первая не только в России, но и в мире институция, всецело посвященная этому авангардному направлению.
Такой фокус подсказан самим зданием, которое является памятником конструктивистской архитектуры и обладает статусом объекта культурного наследия регионального значения.
Строительство хлебозаводов началось в рамках первой промышленной пятилетки. Крупные производства нового типа должны были заменить маленькие пекарни, которые, несмотря на тяжелейшие условия труда, не справлялись с обеспечением растущего населения Москвы достаточным количеством хлеба.
Процессом строительства руководил заведующий производственным отделом хлебопечения Моспотребсоюза Василий Зотов — будущий нарком пищевой промышленности.
Впоследствии его имя дали хлебозаводу № 5. Возведенный в 1931 году, этот объект стал первым из тех, где была реализована новаторская система инженера Георгия Марсакова, позволившая почти полностью автоматизировать процесс производства.
Кольцевой конвейер, по которому сверху вниз, от этапа к этапу, двигалась продукция, потребовал и оригинального архитектурного решения — так строение приобрело узнаваемую цилиндрическую форму. Хотя важнейший постулат конструктивизма о синтезе формы и функции выражен в хлебозаводе-автомате очень зримо, установить имена архитекторов, трудившихся над проектом, так и не удалось.
Предполагают, что он мог быть разработан в мастерской Александра Никольского или студентами ВХУТЕМАСа, но ни одна из версий не подкреплена архивными доказательствами.
Первый этаж центра. Фото: Зотов
Как бы то ни было, центростремительная динамика, которую эти неназванные архитекторы сообщили внутреннему пространству здания, была сохранена и их сегодняшними преемниками, которые трансформировали производственные интерьеры под нужды культурного центра.
Их имена известны: это Сергей Чобан, Игорь Членов и Алина Гарновская (архитектурное бюро СПИЧ). По словам Чобана, обновленное пространство «циркулирует так же, как циркулировал хлебозавод: от центра к периферии и снизу вверх».
И действительно, жизнь здания, как и прежде, поддерживается осевым стержнем, в котором когда-то проходили трубопроводы для подачи муки на верхний этаж, а теперь располагаются необходимые коммуникации.