Новости
Выбор факультета
05 января 2008

Будем реалистами

Когда Флорентино Перес был президентом «Реала», у него, естественно, была своя ложа на «Сантьяго Бернабеу». Теперь он больше не президент. Но ложа у него как была так и осталась, причем та же самая, за железными воротами под номером «ноль». Когда на «Бернабеу» играют в футбол, сеньор Перес, бывает, захаживает сюда вместе с многочисленными гостями. Но когда футбола нет, пустующее помещение, из окна которого открывается чудный вид на поляну одного из лучших стадионов Европы, ничтоже сумняшеся используют не по прямому назначению.

Нам, например, предложили тут раздеться и даже предоставили несколько вешалок, чтобы пальто и куртки не валялись просто так, а были аккуратно развешаны в специально отведенном уголку. Меня такая простота, признаться, удивила: согласитесь, у нас в России редко где встретишь футбольный клуб, представители которого готовы переоборудовать под гостевую гардеробную ложу собственнного президента, пускай даже и бывшего.

Впрочем, преодолев первое изумление, я решил воспользоваться случаем и рассмотреть резиденцию заслуженного функционера во всех подробностях, благо, что препятствовать этому намерению никто не собирался. Итак, докладываю: в распоряжении сеньора Переса и его гостей имеются несколько тонконогих барных стульев, не первой молодости диван, простецкая кухонька на манер тех, что продаются в «Икее», совсем уже демократичная посудомойка, микроволновка «Вирлпул», той же марки холодильник и телевизор «Филипс», судя по дизайну и модификации трубки, честно отслуживший на благо королевского клуба не меньше десяти лет. Вдоволь насмоторевшись на экспонаты этого музея бытовой техники, я набрался смелости и приотворил дверцу одного из кухонных шкапчиков. За нею обнаружились бутылка «Бэллантайнса», бутылка какого-то ликера и бутылка «Столичной». «Старик Флорентино еще крепок», – тепло подумалось мне.

Тем временем в небольшом подтрибунном зале, расположенном по соседству с ложей экс-президента, как раз начиналась лекция на тему «Как зарабытывать деньги на футболе». Со слов главы отдела marketing events «Реала» Хуана Педро Мартинеса, королевский клуб зарабатывает их буквально на всем. Сомневаться в правоте этих слов мы не имели ни малейших оснований, ибо в источник дохода на «Сантьяго Бернабеу» оказались превращены даже те тридцать пластмассовых стульев, сидя на которых мы внимали сеньору Мартинесу: об этом наглядно свидетельствовали развешанные по всему залу уведомления «Аренда одного стула – 1 евро».

Впрочем, не стульями едиными жив «Реал», самый экономически эффективный клуб мира, чей ежегодный доход равен 300 миллионам евро. Продажа прав на телетрансляции матчей. Торговля абонементами, коих на текущий сезон выкуплено 70 тысяч при вместимости стадиона в 90 с небольшим тысяч. А ведь есть еще мерчендайзинг, то бишь торговля сувенирной продукцией (12-миллионная годовая выручка только с двух мадридских магазинов). Есть еще три расположенных непосредственно на «Бернабеу» фешенебельных ресторана, где 640 тысяч посетителей за год проедают 13 миллионов евро. Есть всевозможные нефутбольные события, коих на стадионе «Реала» ежегодно проходит до 250 в год (к примеру, в июле здесь споет герой американского рабочего класса Брюс Спрингстин): это, считай, еще 2, 2 миллиона евро годовых.

Наконец, есть экскурсионная программа: покупаешь билет за 15 евро и терпеливый и обстоятельный гид в течение часа кружит тебя по всем закоулкам циклопической арены, поминутно сообщая о том, что «вон ту ложу раньше целиком арендовал Бекхэм, а теперь снимает Рауль», а «здесь, обратите внимание, места, выкупленные компанией, производящей популярную косметику для женщин». Венцом этого путешествия является визит к порогу раздевалки «Реала», у которого сошлись в жестком стыке два кряжистых бронзовых футболиста. Тяжело увязший в их ногах мяч до блеска отполирован прикосновениями рук многих поколений игроков и экскурсантов. Игроки верят, что прикосновение к бронзовому мячу принесет им удачу на поле. Во что верят экскурсанты, сказать затруднительно. Врочем, экскурсантов ждет еще музей «Реала»: богатейшее собрание фотографий, документов, реликвий. Афиши, футболки, мячи, бутсы, автографы звезд. И кубки, кубки, кубки – число их не поддается описанию, так что в конце концов ослепленному этим поистине королевским великолепием посетителю начинает казаться, что вокруг него бушует поток разлившейся по музейным залам серебряной лавы. Кстати, посетителей здесь много: женщин, мужчин, матерей, оглядывающих экспозицию, катя перед собой коляски со спящими младенцами. В год выходит что – то около 600 тысяч человек. Билет, напомню, стоит 15 евро. Дальше – считайте сами.

...Когда лекция уже близилась к концу, кто – то из нас, сидящих в зале, вдруг произнес: «А чего бы у нас такие экскурсии не делать? Ну, в Лужниках хотя бы...» Сказано это было совсем тихо, так что расслышать сеньор Мартинес не мог, да и по-русски он понимал не лучше, чем большинство из нас по-испански. Тем не менее, последняя его фраза прозвучала ответом на негромкую инициативу . «Вот, – сказал он, – какие прекрасные доходы может приносить один только стадион. Но для этого важно, чтобы выступающий на этом стадионе клуб показывал выдающиеся спортивные результаты». Тут сеньор Мартинез жизнерадостно рассмеялся и добавил: «Мы показываем...» В ответ мы тоже посмеялись, правда, по другому поводу. А после поехали в «Атлетико».

Но это, как говорится, уже совсем другая история.
Все новости >