Новости
Выбор факультета
28 ноября 2024

«Учеба в RMA это уникальная точка входа в профессию, куда с улицы не попадешь»

И пяти лет не минуло еще с тех пор, как Анастасия Ниткина закончила обучение на факультете «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» , а сколько же всего она за это время успела! Для начала скажем кратко - успела много. И, что характерно, продолжает успевать. С момента, когда было взято это интервью до момента сегодняшней его публикации и прошло-то всего ничего, а Настя, тем не менее, за это время заметно в карьерном смысле подросла: была A&R-менеджером лейбла Gamma Music, а теперь уж нет, не просто менеджер - директор по коммуникации с артистами! Все захватывающие подробности этого стремительного продвижения - перед вами.


Анастасия Ниткина. Фото из личного архива


Анастасия, бытует такое мнение, мне во всяком случае его доводилось слышать довольно часто: все музыкальные менеджеры - это на 99 процентов артисты, у которых не получилось стать артистами. Вы тоже такая?

Вообще нет. Я, наверное, вхожу в состав того самого единственного оставшегося процента.

Никогда, сколько себя помню, я не мечтала стать ни музыкантом, ни певицей, ни актрисой.

Но при этом музыку всегда любила, и всегда хотела быть где-то рядом. За кулисами. За сценой.

Правда, в том месте, где я родилась, сделать карьеру музыкального менеджера было сложно.

Руза - совсем небольшой городок. Вроде всего два часа езды от Москвы, но со всем, что касается шоу-бизнеса, там было напряженно.

Так что в этом направлении моя история начала развиваться только после того как я перебралась в Москву.

Первое образование, насколько я понимаю, у вас к шоу-бизнесу тоже отношения не имеет. Университет потребкооперации...

Сначала был университет рекламы, потребкооперация - уже после, я туда перевелась. Что касается того, профильная это история или нет, скажу так.

Это - в любом случае коммерческое дело, управленческая специальность, и для меня мое первое образование в дальнейшем оказалось совсем не бесполезным.

Так что я о нем не жалею.

Тем не менее, в 2019 году вы пришли учится в RMA. Почему?

Потому, что понимала, что если я хочу работать в музыкальной индустрии, а я, как уже говорила, очень хотела именно этого, то мне в моей жизни придется поменять примерно все.

Помню, я составила список того, чего мне не хватает для достижения поставленной цели.

Что было в этом списке?

Первый пункт - необходимость обзавестись рабочими контактами в интересующей меня среде.

Второй - прокачать некоторые скиллы, необходимые для работы в индустрии шоу-бизнеса, для понимания ее законов, правил, основных алгоритмов.

Третий, и пожалуй, ключевой - возможность прохождения стажировок, которые открыли бы для меня дорогу в профессию.

Сверяясь с этим списком, я стала изучать рынок образовательных программ, искать ту, которая подошла бы именно мне.

Изучила все, что можно, и - остановилась на RMA.

Как долго принимали решение о поступлении?

Примерно год я за вами следила. У вас очень хороший, очень информационно насыщенный сайт, по которому о деятельности Бизнес-школы можно составить вполне адекватное представление.

Мне там нравилось все - и подробные анонсы занятий с рекомендациями материалов по той или иной теме. И рассказы о выпускниках, добившихся успеха со своими проектами.

И отчеты о стажировках.

И дайджест профильных новостей, прямого отношения к RMA не имеющих - не всегда ведь ты успеваешь заметить публикацию, которая тебе может оказаться интересной или полезной с профессиональной точки зрения, а тут - тебе эту тему подсвечивают, не дают упустить из виду.

В общем, все было очень убедительно. Я решила поступать.

Какие впечатления у вас остались непосредственно от учебы? Что она вам дала?

Главное впечатление - это состав спикеров, это невероятная концентрация блестящих профессионалов, какой в России и сейчас нет больше нигде, и которая позволяет мне уверенно рекомендовать Бизнес-школу всякому, кто обращается ко мне за рекомендацией по поводу обучения именно на музыкального менеджера.

Что касается того, что учеба дала лично мне... Она дала мне пропуск в индустрию.

Я оставила должность менеджера по продаже транспортных услуг в логистической компании, где работала с момента окончания учебы в университете, и сосредоточилась на новой для себя профессии.

Поначалу это была работа проектная, по приглашениям от команд организаторов всевозможных мероприятий - концертов, премий, фестивалей, и так далее.

Знакомством с этими людьми я обязана учебе в RMA, точнее - тем многочисленным стажировкам, которые Бизнес-школа для нас организовывала, и которые я старалась не пропускать.

Навскидку могу вспомнить Парусный фестиваль, концерт Алексея Чумакова в Крокус Сити, Премии Муз ТВ, Европа Плюс, Песня года, концерты в Кремле, в том числе концерт Анны Нетребко...

Каков был ваш функционал на этих стажировках?

Функционал самый разный, начиналось все с простого обраслечивания (выдача зрителям браслетов-проходок - RMA), ну а дальше уже - и бэкстейдж, и стейджменеджмент.

То есть, я постепенно подросла, и, главное, я засветилась, зазнакомилась с нужными людьми, и эти люди, как я уже сказала, уже после окончания моей учебы, мне стали предлагать работу на своих проектах, причем тепепрь это были коммерческие предложения, не волонтерские, как прежде.

А когда и где вы получили первую постоянную работу в музыкальной индустрии? И что это была за работа?

Это тоже случилось довольно скоро. Меня пригласили в штат Broma 16 - предложение поступило от их CEO Владимира Филлипова.

Сейчас эта компания превратилась в полноценный лейбл, занимающийся в том числе и дистрибуцией музыки.

А на тот момент это был больше паблишер, специализирующийся на управлении авторскими правами, работавший и с нашими правообладателями, и с иностранными.

В "Брома" я как раз была менеджером по работе с партнерами, даже несмотря на свой не самый сильный английский - там ведь требовалось не просто говорить, нужно было владеть специфической терминологией - музыкальной, юридической.

Я, кстати сказать, Владимира об этой проблеме честно предупредила, но он настоял: предложил попробовать, и все в итоге сложилось.

Тем не менее, в Broma вы слишком надолго не задержались...

Да, через некоторое время я оказалась на музыкальном лейбле "Чемоданов Продакшн". Они были клиентами "Бромо", мы много общались по работе, их, видимо, мой уровень, мои скиллы устраивали, ну и в какой-то момент руководители между собой договорились, и я перешла.

 В "Чемоданове" я была лейбл-менеджером - это и подписание артистов, и ведение документооборота, и отгрузка и лицензирование контента. Плюс последующая отчетность по роялти.

Потом был еще период работы в ВК...

Да, туда я пришла по приглашению исполнительного директора рэп-лейбла VK Beats Максима Загорулько, некоторое время была фактически его правой рукой, а потом, когда все музыкальные проекты ВК объединились под брендом ВК Рекордс, работала в проектном офисе - занималась, в частности, Трибьютом Валерии и новогодним шоу "VK под шубой".

Ну а потом, в декабре 2023 года, перешла в Gamma Music, где сейчас и работаю...

Это был третий ваш переход за три года. Согласитесь, довольно частая смена мест работы. Чем вы руководствовались?

Отвечу так: в случае с Гаммой, да и во всех остальных случаях, для меня это было реальное продвижение. Реальный рост. Во всех смыслах этого слова.

Чем конкретно вы занимаетесь в Гамме?

Я A&R-менеджер.

То есть это такой человек, который дни и ночи напролет слушает демо-записи, и решает, кого на лейбл подписать, а кого нет?

Слушаю я действительно очень-очень много. Но - не только. Есть и другая работа - с документами, с отчетностью.

Скажите, у вас от такого количества музыки ухо, что называется, не замыливается? Не боитесь вы упустить что-то действительно стоящее, или, напротив, увидеть какую-то перспективу там, где ее вовсе нет?

Ну, человеческий фактор, он, конечно, всегда присутствует. Но - на Гамме мы стараемся исключить чистую вкусовщину.

У нас ведь есть не только уши. Есть опредленые метрики, определенные инструменты, с помощью которых определяется качество отслушиваемого материала и соответствие этого материала концепции лейбла.

Есть, наконец, формат репертуарных собраний, где материал, в котором какой-то один A&R-менеджер уверен или, напротив, сомневается, прослушивается всеми членами A&R-команды, после чего они, все сообща, решают, как мы можем этот материал отработать, с каким оффером выйти к приславшему его артисту.

Так что нет, одна я ничего не решаю, Я - фильтр, я - первая воронка. И если я что-то упустила или не дослышала, коллеги подскажут.

Я посмотрел на сайте перечень ваших артистов. Диапазон какой-то невероятно широкий - от Инстсамки до Валерия Леонтьева и от "Руки Вверх!" до Биг Бэйби Тейп...

Да, у нас мультижанровый лейбл...

А сами вы что слушаете? Не по работе, а для собственного удовольствия?

О, я в этом смысле аболютно всеядный человек!

Я могу слушать классику, симфоническую музыку. Могу - Sade. Могу - Jamiroquai. А могу - русскую попсу. Группу "Комбинация", например...

Хочу спросить о вашем заработке. Не о конкретных цифрах, а о том, из чего он складывается...

Секрета нет. Это фиксированная зарплата плюс премиальные.

Они зависят, в частности, от количества подписанных проектов, от их качества...

В чем это качество измеряется?

В показателях стриминга, в позициях, которые наши артисты занимают в чартах, в вирусности наших треков...

То есть, если артист, которого подписали при вашем непосредственном участии взлетит, то...

То руководство это точно заметит и отметит. Компания заинтересована в сильных, результативных сотрудниках, она абсолютно в рынке, она понимает что на хороших специалистов существует большой спрос, и она этот спрос предупреждает.

Впечатялет скорость, с которой вы продвигаетесь по карьерному треку. Пяти лет не прошло с тех пор, как вы были студенткой -стажеркой на концерте Чумакова, и вот мы видим вас на нынешней, весьма ответственной позиции, на крупном лейбле. Может, посоветуете тем, кто, как говорится, идет следом и учится в RMA прямо сейчас - что нужно делать для того, чтобы все складывалось именно таким образом?

Не думаю, что открою что-то сверхоригинальное. Прежде всего - нужно ценить преимущества, предоставляемые Бизнес-школой, стараться ничего не пропускать и не упускать.

Возвращаясь к уже сказанному: нужно отдавать себе отчет в том, что сама возможность коммуницировать с теми суперпрофессионалами, которые здесь преподают, общаться с лучшими люди в индустрии, функционируюшей в режиме 24/7, где все быстро, все на бегу, где всем и всегда некогда - это существенная преференция, которой никакое чтение никакой литературы не заменит.

Вообще, нужно понимать, что RMA - это уникальная точка входа в шоу-бизнес, в сферу на самом деле очень закрытую, куда с улицы не попадешь.

Второе. Необходимо искать для себя возможности в любой предлагаемой Бизнес-школой активности. Взять те же стажировки, то же обраслечивание на концертах. Ну да, это, наверное, не работа мечты, но не надо ей гнушаться, надо думать, что ты можешь извлечь даже из такого малого опыта. А взять можно многое.

Ведь даже работая на низовых позициях, ты все равно оказываешься внутри процесса, внутри индустрии. Понимаете, внутри, а не снаружи! Ты - уже не посторонний. Ты - уже часть этой истории, хоть и совсем небольшая, и, значит, осмотревшись, можешь двигаться дальше, к чему-то более значительному.

Ну, и пожалуй, третье. Нужно иметь в виду, что в RMA зачастую учатся не только будущие менеджеры, но и молодые начинающиме музыканты. Так что для того, чтобы начать взаимодействовать друг с другом, начать набивать руку в новой профессии совершенно не обязательно дожидаться окончания учебного процесса.

В моем случае все именно так и было. Мы разрабатывали для своих одногруппников-артистов контент-планы, продумывали стратегии позиционирования в коммуникациях с лейблами, организовывали их выступления...

Это была игра, моделирование реальных ситуаций?

Нет-нет, это была вполне конкретная мендежерская деятельность, которая порой приводила к вполне конкретным результатам.

Например, для двух ребят, которые тогда выступали дуэтом, мы пробили эксклюзивный контракт с ONErpm...

Напоследок: какими вы видите свои профессиональные перспективы?

Я смотрю на них с оптимизмом. Вижу для себя достаточное количество точек роста, в том числе - внутри нынешней компании. Больше, наверное, мне нечего на эту тему сказать.

Не хочу быть нескромной.

У меня вопросов больше нет. Может быть вам самой есть, что добавить?

Да, я считаю, что совершенно неправильно будет не упомянуть в этой нашей беседе одного человека - Марину Васильевну.

Я ей бесконечно благодарна, да, думаю, не я одна- очень-очень многие студенты и выпускники могут к этим моим словам присоединиться.

Она всегда отдавала нам все, что было в ее силах и возможностях, а временами, наверное, и сверх этих сил.

И даже теперь, спустя несколько лет после выпуска, я знаю, я уверена в том, что если мне понадобится помощь в каком-нибудь профессиональном вопросе, какая-то консультация, я всегда смогу к Марине Васильевне обратиться, и она мне в поддержке не откажет.

Огромное ей спасибо...

И вот теперь уже - действительно все.
Все новости >