Новости
Выбор факультета
12 марта 2011

Иди на звук

В Московском международном медиа-центре прошла лекция его генерального директора Павла Шафира для студентов факультета «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии» RMA. Занятие было посвящено проблемам оснащения ресторанов (клубов) звуковым, световым и видео – оборудованием. Ниже приведены наиболее интересные фрагменты лекции господина Шафира.

О специальной литературе: «Всем, кто озабочен поиском специальной литературы о звуковой, световой и прочей технике, необходимой для оборудования клуба или ресторана, я рекомендую интернет – магазин «Эра ТВ» . Главное его достоинство состоит в том, что перечень такого рода литературы там не только обширен, но и хорошо структурирован. Главный недостаток – в относительной дороговизне покупки приглянувшейся вам литературы именно через этот магазин.

Поэтому, мой совет: выбрав необходимый вам экземпляр, постарайтесь приобрести его каким – нибудь другим способом. Что касается иностранных профессиональных журналов, то их, как правило, вообще можно получить безвозмездно. Достаточно зайти на сайт того или иного издания, зарегистрироваться там, как лицо, имеющее отношение к индустрии, и оформить бесплатную подписку.

Что касается отечественных изданий, пишущих о профессиональной технике, то здесь я могу порекомендовать такие журналы, как: inAVate, первое издание профессионального иноностранного журнала на русском языке, «Шоу Мастер», In/Out, «Издательство 625», Music Box, «Музыкальное оборудование», «Импресарио», «Технология праздника», Event, «Праздник».

Полезной в этом смысле может оказаться и ежегодная выставка «Музыка Москва», проходящая в Сокольниках в середине октября».

О наиболее распространенных ошибках в техническом оснащении ресторанов (клубов): «Наиболее распространенной ошибкой, совершаемой владельцами (управляющими) ресторанов, в которых помимо предоставления профильных услуг предусматривается еще и некая развлекательная программа, заключается в том, что о технике, призванной эту программу обеспечить, они обычно вспоминают в последний момент. Из – за этого зачастую возникает ситуация, при которой ради прокладки технических коммуникаций, установки акустических систем и прочего оборудования, приходится фактически разрушать уже почти построенное заведение: особенно негативно это сказывается на дизайне.

Чтобы избежать подобного рода последствий, необходимо с самого начала уяснить, что проектирование и строительные работы, связанные с установкой звуковой, световой и прочей техники, должны осуществляться одновременно и параллельно со всеми остальными проектными и строительными работами. Второе: уже начиная с этапа проработки технического задания проектировщики и строители должны работать в тесном контакте с человеком (назовем его техническим директором или консультантом), который в дальнейшем будет отвечать за эксплуатацию звуковой, световой и прочей техники. Наличие такого человека (которому доверяет лично заказчик, или которого порекомендовали пользующиеся доверием заказчика партнеры) необходимо для достижения результата, который минимизирует возможные взаимные претензии.

Третий момент: техническое оборудование нельзя закупать у первого объявившегося на вашем пути потенциального поставщика. Лучше проведите тендер, желательно при участии 3 – 5 компаний. Пусть ваш технический директор подробно объяснит им, что вам требуется, а они, в свою очередь, проинформируют его о том, что и по какой цене они могут предложить. Если кто – то из участников тендера попробует получить с вас деньги за одно только коммерческое предложение, бегите от такой компании, как от огня.

Совет номер четыре. Приобретайте только то оборудование, которое намерены реально использовать. То, которое не намерены – не покупайте.

Пятое. Приобретая технику, не обращайте особого внимания на бренды. Вашему гостю абсолютно все равно, чей логотип нарисован на том или ином изделии. Для него важно качество, и больше ничего. В связи с этим я со всей ответственностью заявляю, что достойных производителей аппаратуры сейчас много и у нас в России. Да, мы пока не научились делать сложную технику, например микшерские пульты. Однако акустические системы, усилители, микрофоны у нас очень даже конкурентоспособные. Скажем, одна из питерских компаний производит весьма приличные профессиональные усилители. Купить их можно по 500 долларов за штуку. Американский аналог стоит втрое дороже, и вовсе не факт, что при этом он хоть чем – то лучше».

О звуковом оборудовании ресторана (клуба): «Занимаясь подбором звуковой аппаратуры, необходимо прежде всего определиться с тем, будет ли музыка в вашем заведении звучать только как фоновое сопровождение или же вы предполагаете проводить и живые концерты. В первом случае вам будет достаточно оборудовать свой ресторан звуковой системой распределенного звучания (public address) и приобрести аудио – видео сервер. Эти устройства способны хранить и воспроизводить музыкальную и видео – информацию, записанную во всех существующих аудио и видео форматах. Некоторые из них оснащены встроенными тюнерами, что позволяет транслировать радио – программы.

Кроме того, возможности современных серверов разрешают одновременно проигрывать несколько музыкальных программ с тем, чтобы, например, в гардеробе играла одна музыка, в одной гостевой зоне – другая, во второй – третья, в баре – четвертая, в мужском туалете – пятая, а в женском – шестая. Для воспроизведения каждой из программ вам потребуется отдельный независимый канал звукоусиления. Проходя через него, звук распределяется по акустическим системам распределенного звучания, которые могут быть инсталлированы в потолок или другие детали интерьера.

Впрочем, если в вашем заведении существует лишь одна крупная зона, то лучше ограничиться приобретением DVD – рекордера с хард – диском. Дело в том, что аудио – видео серверы достаточно дороги, в то время как упомянутый DVD – рекордер можно купить значительно дешевле. Использование в ресторанах (клубах) обычных (непрофессиональных) магнитол или музыкальных центров я категорически не рекомендую. Дело в том, что в отличие от профессиональной аппаратуры, они не оборудуются специальной защитой от табачного дыма и прочих нежелательных воздействий, а также не рассчитаны на эксплуатацию в круглосуточном режиме, так что срок их службы в любом случае будет недолог.

Если помимо просто фоновой музыки вы планируете еще и организацию живых концертов, то вам, конечно, придется пойти на куда большие расходы. Перечислю основные их статьи. Первое – микрофоны, необходимые для усиления звучания голоса и акустических инструментов (например, акустическая гитара, скрипка, рояль, барабаны). Они бывают беспроводные (радиомикрофоны) и обычные, со шнурами. Я бы не рекомендовал использовать большое количество радиомикрофонов, поскольку их поведение в помещении, где собирается большое количество людей, непредсказуемо: негативное воздействие на них могут оказать, например, сигналы сотовых телефонов. Недаром даже те артисты, что работают с радиомикрофонами всегда имеют под рукой обычные шнуровые – просто для подстраховки.

Второе – инструментальные усилители, необходимые для усиления звучания электрических и полуакустических инструментов. В минимальный необходимый набор должны быть включены три «комбика» -- усилители для электро и полуакустической гитар и баса. Что касается самих инструментов – гитар, клавишных, малых барабанов и тарелок то музыканты в подавляющем большинстве случаев привозят их с собой. А вот прочие части ударной установки лучше иметь в собственности заведения или брать в аренду. Учитывая то, что приличную установку сейчас можно приобрести за 1200 долларов, а аренда ее обходится примерно в 200 долларов за вечер, решение должны принять вы сами: если концерты у вас проходят часто, лучше, наверное, ее купить, если раз в полгода – можно и арендовать.

Одно из самых дорогостоящих покупок – микшерский звукорежиссерский пульт, устройство, к которому подключаются все источники звука. С помощью этого устройства звук смешивается, обрабатывается, создается определенная, оптимальная для слушателей звуковая картинка. В больших, концертных клубах лучше иметь сразу два микшерских пульта, один – для обработки звука, предназначенного для гостей, другой – того, что слышат в установленных на сцене колонках - мониторах сами музыканты.

Микшерские пульты бывают аналоговые и цифровые, каждый из них имеет свои преимущества и свои недостатки. К примеру, цифровой пульт позволяет зафиксировать звуковую картинку, отстроенную во время саундчека. В то же время любые изменения в звучании, необходимость в которых становится очевидной в процессе самого выступления, приходится производить посредством вызова меню, что происходит достаточно медленно. В то же время аналоговый пульт, не обладая цифровой памятью, позволяет производить подстройку в ручном режиме, что гораздо оперативнее.

Очень важный момент – место установки пульта. Для того, чтобы звуковая картинка была оптимальной, звукорежиссеры должны находится в точке, откуда все нюансы звучания будут слышны лучше всего – то есть прямо напротив сцены, по ее центру.

По поводу цен. Они очень разные. Микшерский пульт может стоить и тысячу долларов, и 3 тысячи и 15, а есть пульты стоимостью по миллиону долларов и выше. По моему мнению, клубу (ресторану) приобретать пульт дороже, чем за 25 – 30 тысяч долларов, не имеет смысла. Во – первых потому, что любые вложения должны окупаться. А во – вторых, темпы развития современной техники таковы, что любой, даже самый дорогой пульт через несколько лет морально устаревает.

К сказанному необходимо добавить, что, покупая пульт, вы должны также позаботиться о приобретении к нему дополнительного блока питания и устройства, которое называется свитчер. Эти приобретения гарантируют вас от крупных неприятностей, которые могут возникнуть вследствие нередко случающихся перепадов напряжения и вызванного ими выхода из строя основного источника питания. С помощью свитчера переключение пульта на резервный источник происходит практически мгновенно. Цена вопроса для пульта стоимостью от 3 до 15 тысяч долларов – примерно 400 – 500 условных единиц.

На выходе с пульта вам потребуются кроссовер или акустический процессор (разделитель частот), эквалайзер (прибор, используемый для подстройки частотных полос), усилители (как минимум, по одному на каждую частоту) и собственно акустические системы (звуковые порталы), через которые звук поступает в зал. Они могут быть активными (со встроенными усилителями) и пассивными (без таковых). Какие из них выбрать, какова будет их мощность, решать опять – таки вам и вашему техническому директору. Помнить здесь нужно только одно: приобретать любое оборудование, связанное со звуком, руководствуясь исключительно его описанием, ни в коем случае нельзя. Предварительно его надо прослушать».

О световом и видео – оборудовании: «Световые приборы, используемые при проведении шоу – программ делятся на динамические (вращающиеся в одной или нескольких плоскостях), и статические (неподвижные источники света). В качестве дополнительных элементов могут быть использованы также световые пушки, предназначенный для высвечивания отдельных фрагментов сцены и интерьера. Управление всем этим оборудованием осуществляется с пульта управления светом (пульт художника по свету) с помощью специальных компьютерных программ.

Что касается видео – проекторов, то здесь вам придется выбирать между DLP и LCD – проекторами. Различие между ними состоит в том, что первые требуют практически полного затемнения, в то время как вторые, более дешевые, могут использоваться и в освещенном помещении. Впрочем, если с помощью проектора вы намерены демонстрировать кинофильмы, а не просто рекламные ролики и презентации, то предпочтительней, конечно, вариант DLP.

Аналогичная ситуация наблюдается и с телевизионными панелями. Считается, что для обычного эфирного вещания больше подходят плазменные телевизоры, в то время как кино лучше смотреть на LCD-экранах.

Наконец, последнее. Приобретать всю вышеперечисленную технику необходимо в стране нахождения вашего ресторана (клуба). Безусловно, за границей некоторые приборы и устройства зачастую можно найти по более низким ценам. Однако не стоит забывать и о такой вещи, как гарантийное и сервисное обслуживание. Российская компания – дистрибьютор при необходимости предоставит его незамедлительно. Ждать специалиста из – за рубежа придется гораздо дольше. В итоге простои, связанные с неисправностями техники, все равно обойдутся вам дороже, чем ее покупка в России».

Николай Киселев

Все новости >