Новости
Выбор факультета
20 ноября 2008

«Кризис поставит наш футбольный бизнес на цивилизованные рельсы»

Руководитель специализации «Менеджмент в игровых видах спорта» Герман Чистяков в интервью «Спорт-Экспрессу» рассказал о том, как финансовый кризис может повлиять на футбол, отметил, что падение рекламного рынка не станет фатальным для российских клубов, а также оценил перспективы строительства новых стадионов.

- Затянуть пояса придется всем, но в то же время кризис может стать благом для российского спорта, в том числе футбола. И вот почему. В последние годы мы пытаемся пробить дорогу в спортивную индустрию для наших толковых выпускников, но очень редко встречаем адекватную реакцию со стороны клубов. У нас мало кому интересны правильные технологии развития спортивного рынка, принятые, к примеру, в Англии.

Людям безразлично, как строить работу с болельщиками, превращая их из метателей дымовых шашек в лояльного клиента, как верно организовывать продажу билетов и абонементов, а не свозить на матчи автобусы с курсантами и школьниками, как проводить умную маркетинговую политику. А все потому, что спортивный рынок в России, как, собственно, и половина страны в целом, долгое время предпочитал сидеть на нефтяной или административной игле, где цель - не заработать деньги для клуба, а «распилить» и «откусить».

В условиях кризиса, когда швыряться деньгами никто уже не будет, как раз и возрастет потребность в людях, знающих, как заработать. Много говорится о раздутых зарплатах в нашем футболе, не говоря о суммах трансферов, - постепенно придет в норму и это. Те же «Газпром» и ОАО «РЖД» не смогут тратить столько денег на непрофильные активы. С уменьшением находящейся в обороте денежной массы снизится и роль агентов игроков, которые ныне являются серыми кардиналами российского футбольного процесса. Словом, произойдет некое очищение, и футбол в стране получит возможность в гораздо большей степени стать цивилизованным бизнесом, чем сейчас. Потому что, скажем, происходящее в первом дивизионе убивает последние крохи романтизма у людей, которые стремятся работать в футболе.

- По каким клубам, по-вашему, больше всего ударит кризис - и наоборот?

- Думаю, никто в стране пока точно не знает глубины и продолжительности кризиса, поэтому ни о каких точных прогнозах тут не может быть и речи. Но первоначально главный удар придется по тем, кто заточен на типично российский подход, - то есть на жирный денежный мешок за плечами, который можно бесконтрольно тратить. Не случайно в анкете «Спорт-Экспресса» кое-кто уже выразил надежду на то, что государство не даст спорту умереть... Впрочем, называть эти клубы по этическим соображениям не буду. А вот тем, кто применяет нормальные современные технологии, должно быть легче. К примеру, ЦСКА - частному клубу с адекватным управлением.

- Но ведь отказ ВТБ от спонсорства ЦСКА уже почти является свершившимся фактом.

- Одно другому не противоречит. Повторяю: от кризиса пострадают все. Но руководители ЦСКА, в отличие от многих других, изначально приходят к потенциальным спонсорам с грамотным пакетом предложений. Они понимают, что спонсорство - не меценатство, и компании ожидают от своих вложений конкретной отдачи. А значит, потеряв ВТБ, армейцы при своем подходе найдут двух-трех других спонсоров, способных в сумме дать клубу те же деньги.

Знаете, какая тенденция в последние годы прослеживалась в банковском секторе? Денег было много, и создавались непонятные стратегические департаменты с прицелом на будущее. Раздувался штат, приходили люди с невероятными резюме, которым выплачивались огромные бонусы и зарплаты. При этом они, по сути, ничего не делали. Сегодня от этого балласта в первую очередь банки и избавляются. То же будет происходить и в футбольных клубах. Такие вещи не лежат на поверхности, болельщики их не видят - а потому сокращение бюджетов (о чем, в частности, сказал президент «Локомотива» Николай Наумов) будет проходить подчас не так уж и заметно для публики. Хотя те же клубы, финансируемые государственными компаниями, наверняка уменьшат траты на приобретения игроков, и ничего подобного переходу Данни из «Динамо» в «Зенит» мы, вероятно, еще долго не увидим.

- Какие изменения произойдут уже в ближайшее время?

- Пока кризис больше в головах: народ у нас любит паниковать. Но прогнозируется, что его пик придется на март-апрель. А значит, в межсезонье клубы будут тратить деньги на трансферы крайне осторожно. Хотя есть и другая точка зрения. Поскольку по европейским странам кризис уже ударил, а нам это только предстоит, во время январского трансферного окна на рынке появится немало доступных по цене игроков из Европы, которые раньше о переезде в Россию и не задумывались.

- Насколько верна точка зрения, что кризис может ударить прежде всего по периферийным клубам, кормящимся из местных бюджетов?

- Как раз в региональных проектах - по крайней мере, на уровне премьер-лиги - государство вряд ли даст клубам умереть, поскольку эти проекты носят ярко выраженную социальную окраску. Власти прекрасно понимают, что существование таких клубов отвлекает людей от пьянства и других социальных проблем. Поэтому никакого обвала - к примеру, отказа клубов от выступлений в премьер-лиге - я не ожидаю. Хотя говорят, что у того же «Ростова» проблемы уже появились.

- Роман Бабаев и Максим Митрофанов в анкете упомянули о резком падении рекламного рынка. Как это отразится на футболе?

- Отразится, но не фатально. Потому что в России даже наилучшие рекламные контракты дают не больше 10-15 процентов от бюджета клуба. Тому же «Вест Хэму», потерявшему с начала этого сезона титульного спонсора, пришлось в этом смысле гораздо сложнее. Тут у нас тоже есть перекос рынка - если в цивилизованных странах подобные контракты нередко являются системообразующими, то у нас ни одного такого случая я не знаю. Тот же «Спартак» на своих футболках рекламирует «ЛУКОЙЛ» - компанию своего же владельца, а не привлеченного со стороны спонсора. То есть дополнительных денег это клубу не приносит.

В Европе в такого рода проектах менеджеры уже находят антикризисные решения - и места на футболках продаются спонсорам и партнерам. Яркие примеры – «Байер-04» и «Вольфсбург», принадлежащие крупным производственным концернам – «Байеру» и «Фольксвагену». С нового сезона они позволили клубам зарабатывать дополнительные средства для своего развития, рекламируя на футболках не владельцев, а спонсоров.

Михаил Прохоров недавно сказал, что о старой экономике отныне можно забыть, ее нет. Кто быстрее всех приспособится к новым экономическим реалиям, тот и извлечет из происходящего наибольшую пользу. Кризис дает возможность всем показать свои истинные способности.

- Печально другое: видимо, новые стадионы появятся у наших клубов еще нескоро.

- Это действительно так. Поговаривают даже о том, что ЦСКА приостанавливает строительство своей арены. Впрочем, о правомерности этой информации наши студенты вскоре смогут спросить у Романа Бабаева, когда тот будет читать очередную лекцию. Леонид Федун, правда, недавно заявлял, что для возведения стадиона кризис, наоборот, во благо, поскольку все подешевеет. Но мне подобный оптимизм не близок. Единственный клуб, который тут стоит особняком, - «Динамо». Оно уже анонсировало, что матчи следующего сезона проведет в Химках, и это не удивляет. А означает, что руководство клуба и центрального совета «Динамо» уверено в реализации своих планов по реконструкции арены, несмотря на развивающийся кризис.
Все новости >