Новости
13 октября 2011

«Твиттер» как инструмент изучения динамики эмоций

Самое хорошее настроение у людей приходится на утренние часы, в течение дня оно уверенно портится, и только ближе к полуночи мы снова испытываем подъем. Эту и другие тенденции динамики настроения жителей всего мира выявили ученые, которые изучили полмиллиарда постов в «Твиттере» пишет Газета.ру.

Профессор социологии Корнелльского университета Майкл Мэйси давно изучает социальные проблемы с помощью «Твиттера» – сервиса микроблогов, каждое из сообщений в котором не превышает 140 знаков. Вместе со своим аспирантом Скоттом Голдером он потратил два года на то, чтобы выявить динамику эмоций людей по всему миру. Предметом исследования стали 509 миллионов постов «Твиттера» (твитов) от 2,4 миллиона пользователей из 84 стран. Главными ограничениями были количество твитов от одного пользователя (не менее 25) и обязательный английский язык сообщения, поскольку программа, которой они обрабатывали данные, понимала только его.

Эта программа – анализатор текстов Linguistic Inquiry and Word Count – помимо всего прочего, умеет отличать положительные эмоции (энтузиазм, радость, активность, живость ума и т. д.) от отрицательных (огорчение, страх, гнев, чувство вины, отвращение и т. д.). Программа делает это, ориентируясь на слова, употребляемые пользователями, и на популярные в интернете смайлики. О наличии двух пиков всплеска положительных эмоций в течение дня и об их ритмичности ученые знали давно, однако это знание было основано на небольшом количестве тестов, бесед, то есть не имело статистической значимости и уже потому не могло считаться твердо установленным фактом. Лишь с появлением социальных сетей, где каждое из сообщений сопровождается точной датой и временем, причем число этих сообщений попадает под законы больших чисел, у ученых появилась возможность анализировать статистически значимые массивы данных.

Помимо дневной цикличности были обнаружены и другие тенденции. Так, была научно подтверждена поговорка «понедельник – день тяжелый». Действительно, в начале недели отрицательные эмоции оказались сильны, а в выходные людей переполняли эмоции положительные, так что, судя по «Твиттеру», получается, что в среднем люди не очень любят работать. Статистикой была замечена еще одна давно знакомая всем особенность выходных настроений: утренний пик положительных эмоций начинался на два часа позже, чем в будни (до ученых дошло, что в выходные людям не надо вставать по будильнику).

Однако если амплитуда кривой положительных эмоций в выходные дни была высока, то форма ее оставалась прежней. Нелюбовью работать это уже не объяснишь, и, по мнению Скотта Голдера, столь четко соблюдаемая дневная цикличность управляется чем-то более фундаментальным – типа биологических или циркадных факторов. Данные по пользователям Арабских Эмиратов любопытным образом подтвердили этот вывод. Дело в том, что рабочая неделя в этой стране длится с воскресенья по четверг, и весь ритм огорчений и радостей у ее жителей соответственно сдвинут на два дня.

Ученые обнаружили также сезонные часы, подтвердив верность такого понятия как «зимняя тоска»: весной уровень положительных эмоций возрастает, достигая пика в самом конце марта, а потом начинает спадать, отрицательные же эмоции начинают свой праздник с конца сентября, причем с температурой на улице это никак не связано.

Вероятно, здесь играет роль продолжительность светового дня: людям не нравится не только хождение на работу, но и укорочение светлого времени суток. Подмеченные особенности универсальны: они не зависят ни от географии, ни от экономических и экологических особенностей страны.

Есть, правда, зависимость от биологических особенностей человека. Около семи процентов изученных пользователей «Твиттера» оказались «совами»: у них наибольший пик положительных эмоций приходился на ночное время. Вдвое больше, около 16 процентов, составили явные «жаворонки», которые больше всего радовались жизни сразу после пробуждения

Все новости >