«Никаких Лепсов и Михайловых»
Как мы уже сообщали, 11 февраля 2012 года концертом «Океана Эльзы» на Ленинградском проспекте откроется новая концертная площадка Stadium.Live, которой, если верить пресс-релизам, «в Москве равной нет». Инициаторы и владельцы проекта — архитектор Юрий Коник, стоявший за клубами «Бункер», «Б2» и «Б1», и бизнесмен Александр Чистяков, прежде светившийся в прессе только как муж Натальи Ионовой (Глюкозы) и устроитель закрытых вечеринок «Рок против жаб» (где, например, выступали Guns N'Roses), — заявляют, что это будет первая в Москве концертная площадка «западного формата». Openspace.ru прогулялся по территории будущего Stadium.Live c Коником и Чистяковым, выясняя детали этого амбициозного проекта.
Почему вы думаете, что Москве нужна еще одна концертная площадка, тем более такого большого размера?
Юрий Коник: У меня большой опыт работы в этом бизнесе: я шел от маленького к большому всю жизнь. Сначала был клуб «Бункер», потом потребовалась площадка больше — мы сделали «Б2» и долгие годы были уверены в том, что это самое гигантское, что может быть. Потом «Бункер» закрыли, и мы начали искать площадку как раз под новый «бункеровский» проект, а нашли завод на Орджоникидзе — получился «Б1 Maximum». Где-то через месяц после открытия «Б1» стало понятно, что зал был выбран очень неправильно. Трехтысячный зал — это не тот зал, который нужен в Москве. Получается вилка: хороший артист — он дорогой для такой площадки, а если плохой, то он не собирает. На самом деле поиски вот этой новой площадки начались буквально через месяц после открытия «Б1». Был понятен формат, было понятно количество людей, которые нужны в зале.
То есть 8000 человек в зале — рассчитанное число?
Коник: Рассчитанное на горьком опыте, поскольку проект «Б1» не был финансово успешен, но он был успешен в плане приобретения опыта.
Александр Чистяков: Есть же простой счет экономики: сколько можно запустить людей в зал и какую исходя из этого можно поставить цену на билет. При определенной стоимости артиста цена на билет становится запретительной. Соответственно получается так, что в Москве сейчас есть, условно, Arena и есть «Олимпийский». Crocus City Hall — это отдельная история. В «Олимпийский» можно привезти мегаартиста, в «Арену» — артиста среднего уровня с умеренными гонорарами. Но ведь есть еще и очень большая прослойка хороших, но дорогих артистов, которые здесь даже не оказывались из-за того, что не было подходящей площадки.
Получается, что Stadium.Live рассчитан в первую очередь на гастроли иностранцев? Потому что давайте попробуем перечислить по пальцам руки, сколько русских артистов соберет зал в 8 тысяч человек…
Коник: Я вам сразу скажу — в России есть 12 артистов, которые могут собрать 5—6 тысяч человек. И то — если очень серьезным образом постараться.
Чистяков: В принципе наш зал достаточно неплохо тянет и 3—4 тысячи человек. То есть артисты, которые собирают 3—4 тысячи, — это наши артисты. Это нормальная экономика.
Коник: И визуально картинка очень хорошая: не будет впечатления, что зал пуст.
Чистяков: Это первое. Второе: оптимальное количество зрителей в зале — это, Юра посчитал, 6 — 6 с половиной тысяч. Это такое количество людей, чтобы было комфортно, чтобы была нормальная доступность баров, чтобы можно было не только стоять и смотреть на сцену, а нормально проводить время.
Коник: Если в зале 6 тысяч человек, то у бара мы даже можем ставить столики.
Чистяков: Разве в России всего 12 таких артистов? Юра, ты насчитал, по-моему, побольше.
Коник: Ну 12 — где по-честному можно делать, и еще 6 — где надо предельно серьезно постараться с рекламой. В любом случае у нас есть некая вариабельность, мы можем играться с ценой на билеты. Есть ощущение, что при средней цене 1500 рублей за билет на билеты по 900 должно прийти больше людей. Хотя, возможно, это и не так. Это старый спор. Насколько эластичный спрос — никто не знает, мы можем это проверить.
Какова будет нижняя планка цены на билет в Stadium.Live и верхняя?
Коник: Нижнюю планку я не скажу. Но, по крайней мере, вот я сейчас проводил переговоры с «Ляписом Трубецким» — они требуют начать продажу билетов с 600 рублей. И мы можем себе позволить продавать по этой цене первые 10 процентов. Дальше они попросили, чтобы цены на билеты были не выше 900 рублей, и мы опять же можем себе позволить это сделать.
Чистяков: Причем ровно такие же переговоры идут с Coldplay, которые говорят: мы хотим на большую площадку (размером в 20 тысяч, не меньше), потому что мы хотим, чтобы цена на билет была там не выше, условно, 50 долларов, чтобы пришли все наши фанаты. При этом у них высокий гонорар. Но это же иллюзия, что в «Олимпийском» можно сделать дешевле, потому что там продакшн совершенно других денег стоит — в разы дороже, чем у нас. Они реалии московской жизни не до конца понимают, мы их пытаемся объяснить — вот и идут переговоры. Большинство групп, которые уважают своих слушателей, следят за ценами на билеты. И мы тоже уважаем наших посетителей.
Приятно слышать. Какой у вас будет подход к премиум-сектору? Как я себе представил, у вас и VIP-зона очень вместительная.
Коник: Я бы не преувеличивал, но да — не маленькая, 500 мест.
Чистяков: Тут надо с другого начать. У нас почему-то считается, что VIP-услуга — это только посадил гостя поближе или повыше, и все. Мы планируем делать VIP в том понятии, как на Западе, — VIP-package. У нас любой VIP-посетитель получает полностью автономный вход, автономные гардеробы, автономные туалеты, специальное обслуживание в баре, ресторанное обслуживание, отдельную парковку — у нас есть право аренды до 350 парковочных мест на территории. Будем делать то, что называется meet and greet: если кто-то захочет встретиться с артистом и прочее — мы все это можем вполне комфортно обеспечивать. Мы считаем, что если человек платит большие деньги, он должен получать максимальный комфорт и удовольствие. Кроме того, еще, чем страдал, к сожалению, «Б1» — при всем уважении к Юре…
Коник: …отсутствие звука в VIP-зоне.
Чистяков: Полное отсутствие звука. То есть тебе комфортно, но тебе не слышно. У нас 100 киловатт звука будут распределены…
Коник: 150.
Чистяков: Уже 150 нагородили?
Коник: Сейчас посчитали — уже 170. 100 идет с портала сцены на танцполе. Но поскольку у нас отдельно подзвучен VIP, итого —170.