Знаменитый режиссер и хореограф Павел Брюн откровенно рассказал студентам факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» RMA обо всем, что случилось с ним за последние сорок лет.
Пришел Павел Брюн, знаменитый режиссер и хореограф. Должен был вроде как лекцию прочитать. А получилось, что три часа, если не больше, рассказывал про собственную жизнь. Про то, как начинал у Мацкявичюса в Театре пластической драмы, про работу с «Арсеналом» Козлова, про сотрудничество с Гнеушевым, про 11 лет абсолютного счастья в Cirque Du Soleil, про то, как ставил в
Начало начал. Театр пластической драмы Гедрюса Мацкявичюса (1972–1981)
«Я теперь понимаю, что по большому счету всем, что я умею, всем, что у меня получилось в жизни сделать, я обязан именно Гедрюсу Мацкявичюсу, выдающемуся театральному режиссеру, и его Театру пластической драмы. Я пришел туда в
Что это был за Театр? Ну, первоначально в нем собрались всего семь человек, и все это были артисты — мимы, которых перестало устраивать пребывание в рамках традиционного жанра.
В общем, это был один большой эксперимент, это было совершенно выдающееся новаторство, во многом основанное на импровизации, впрочем, не нарушавшей общих театральных схем. И все это придумывал, двигал, развивал Мацкявичюс — в своей области он безусловно был величиной мирового уровня. Может быть, даже величиной номер один. Так что, повторюсь, то, чему я у него научился, работая в его Театре, легло в основу всей моей профессиональной карьеры.
За то время, что я там провел, мы сделали много спектаклей, каждый из которых для своего времени был событием. „Преодоление“, „Красный конь“. Наконец, мы сделали „Звезду и Смерть Хоакина Мурьеты“ по поэме Пабло Неруды: теперь у всех эта вещь ассоциируется с постановкой Ленкома, но тогда, в,
Работа с «Арсеналом» Алексея Козлова. Соединение живой современной экспериментальной музыки с
«В Театре пластической драмы я проработал до 1981 года. Если коротко, то ушел потому, что то, что десять лет назад было авангардом, теперь превратилось в мэйн стрим, а мне хотелось двигаться дальше.
Еще в
А это было такое время, когда
В „Арсенале“ всегда был очень сильный состав, там играли многие известные музыканты — басист Валя Лезов, он сейчас у Газманова в группе работает, гитаристы Витя Зинчук, Иван Смирнов, долго можно перечислять…
И в итоге у нас получилась программа, в первом отделении которой „Арсенал“ исполнял такую просветленную музыку в духе Mahavishnu Orchestra — я там на гитаре тоже подыгрывал.
А во втором отделении начиналось полное сумасшествие. На сцене, как сейчас помню, мы появлялись, проходя через весь зал. И пока шли, играли
В общем, всем этим я прозанимался восемь лет, с
Сотрудничество с Валентином Гнеушевым. «Экспериментальная мастерская по созданию цирковых номеров, аттракционов и программ». Судьбоносное знакомство с Ги Лалиберте (1988 — 1991)
«Гнеушев — выдающийся цирковой режиссер и хореограф. И я горжусь тем, что мне довелось с ним работать. Кстати, знакомство наше идет все оттуда же, из Театра пластической драмы, он там тоже в
„Акробат в колесе“ Константина Муравьева. Один из номеров, созданных в „Экспериментальной мастерской“ уже, правда, после того, как Павел Брюн ее покинул
Эти номера постоянно получали всевозможные призы на конкурсах в Париже, в Монако, в Вероне. Но нам стать свидетелями собственного триумфа ни разу не довелось. Почему? А мы были невыездные. А невыездные мы были потому, что любили почесать языками и не стремились в КПСС.
… Я хорошо помню тот ноябрьский день 1988 года. Было семь утра. Я проводил класс по сценическому движению. Мы вообще всегда занятия начинали в такую рань. Потому, что вот приходит к нам артист, говорит: „Поставьте мне номер“. А мы отвечаем: „Хорошо, подъезжай завтра к семи“. И если он подъехал, значит, он этого и в правду хочет, значит, ему это нужно, значит — будет толк, а если не подъехал — ну, тут тоже все ясно…
Да, так вот. Идет занятие. И вдруг дверь в класс открывается, и в нее просовывается маленький востроносый человечек, с таким крысиным хвостиком — косичкой на затылке, в
Это был Ги Лалиберте, основатель цирка du Soleil. И эта встреча перевернула всю мою жизнь…»
Продолжение следует…
Петр БРАНТОВ