С октября 2022-го многие артисты стали выпускать релизы эксклюзивно в «VK Музыке». Это привело не только к хейту от слушателей, но и к подковерной войне между «VK Музыкой» и другим крупным российским стримингом — «Яндекс Музыкой». Mooscle.com разбирается, кому вредят эксклюзивы VK, какие методы борьбы у «Яндекса» и как меняется ландшафт индустрии прямо сейчас.
Что сейчас представляет собой российский рынок? Основные игроки — «Яндекс Музыка», «VK Музыка», Apple Music (который все еще можно оплачивать с помощью некоторых мобильных операторов). Из локальных участников с меньшей долей рынка — «Звук» (бывший «СберЗвук») и МТС Music.
Также держатся на рынке YouTube Music и Spotify (россияне оплачивают последний с помощью ботов, оформляющих подписки формально через другие страны). После ухода/сокращения присутствия на российском рынке западных стримингов аудитория преимущественно перешла на «VK Музыку» и «Яндекс Музыку».
Данных о том, как стриминги делят рынок, не существует. Известно, что к августу 2022 года большая часть бывших пользователей иностранных стримингов выбрала «Яндекс Музыку», а «VK Музыка» стала второй по популярности.
Трезво оценить количество слушателей/подписчиков «VK Музыки» и «Яндекс Музыки» также невозможно: оба стриминга формально входят в общие подписки корпораций. У VK это VK Combo (помимо музыки туда включены видеосервис Wink, скидки на «Литрес» и другие сервисы партнеров). «Яндекс Музыка» входит в подписку «Яндекс Плюс» (включает в себя, например, «Кинопоиск» и систему кешбэка за пользование всеми сервисами корпорации).
Обе компании позиционируют себя как лидер рынка — по тем или иным показателям. Так, из квартального отчета «Яндекса» следует, что «Яндекс Музыка» «продолжает лидировать среди музыкальных стриминговых сервисов по количеству подписчиков (как в целом, так и среди платящих за подписки)», корпорация ссылается на отчет GfK.
По итогам первого квартала количество пользователей «Плюса» выросло на 14,5% по сравнению с четвертым кварталом прошлого года до 22,1 млн пользователей. В годовом отчете VK аналогичный показатель не раскрыт, но также утверждается, что «VK Музыка» «продолжает лидировать среди музыкальных сервисов по аудиторным метрикам».
В первом квартале месячный охват аудитории стримингового сервиса составил в России 41 млн человек. Кварталом ранее корпорация раскрывала лишь общие данные по миру — это было 46,5 млн человек, так что оценить динамику показателя не представляется возможным.
Впрочем, с осени прошлого года «VK Музыка» предпринимает усиленные попытки экспансии — и слушатели ощутили это на себе.
Читать дальше…