Дмитрий Гутов – один из ведущих российских современных художников, принимавших участие в самых престижных мировых арт-форумах, в том числе:
- «Москва – Берлин» (Берлин, Москва, 2003).
- Ключевых выставок современного российского искусства «Давай! Davaj!» (Берлин, Зальцбург, 2002),
- Сан Пауло (2002),
- Валенсии (2001),
- Участник Венецианской биеннале (1995)
Художественные жесты Дмитрия Гутова варьируются от минималистичных до масштабных и зрелищных инсталляций:
- художник подвешивал 3 000 воланчиков для игры в бадминтон в небе над пионерским лагерем (в рамках проекта «О прозрачности», 1992),
- заполнял 20-ю тоннами грязи белое пространство галереи Риджина (выставка «Над черной грязью», 1994), и зал парижской Национальной галереи Jeu de Pomme (2000),
- фиксировал на пленку игру в футбол собственных родителей («Мама, папа и лига чемпионов», Галерея М. Гельмана, 2002).
В середине 90-х любовь к творчеству философа и эстетика Михаила Лифшица (1905-1983), известного «гонителя всего авангардного в искусстве», сподвигла Дмитрия на создание «Института Лифшица», ставшего заметным явлением в художественной среде и инициировавшим дискуссии художников об основаниях своего творчества.
Новая серия живописи 2005 года, представленная на выставке «Все, что я сделал до семидесяти, не считается» в Галерее М. Гельмана, подчеркнуто аскетична: простые сюжеты, графическое исполнение, сдержанная эмоциональность. «Перешагивая границу в 40-с-чем-то лет, обнаруживаешь, что некоторые тайны искусства от тебя еще дальше, чем когда тебе было двадцать. Одновременно проявляется иной – по сравнению с юношеским – принцип работы над произведением, связанный с другим ритмом проживания – отдаленным, со способностью к самоуглублению и тем, что можно назвать психотехниками. Эти нюансы для постороннего человека могут быть неуловимы – ты работаешь три года, а всего лишь чуть точнее становятся цвета».