Новости факультета
21 апреля 2017

Дворцовый переворот (ФОТО и ВИДЕО)

«Ливерпуль» и «Кристал Пэлас», которым в ближайшее воскресенье предстоит сыграть друг против друга, в этом сезоне как никто другой похлопотали о возможно дольшем сохранении чемпионской интриги в АПЛ. Во всяком случае, ни у кого другого прибить «Челси» на «Стэмфорд Бридж» в этом сезоне пока не получалось. И если от «Ливерпуля» ожидать чего-то подобного можно практически всегда, то победа «Кристал Пэлас» стала абсолютной сенсацией, которая к тому же получила скорое продолжение — вскоре вслед за «Челси» жертвой «стекольщиков» пал и «Арсенал». О дальнейших перспективах клуба из Южного Лондона, несколько лет назад спасенного от финансового краха своими болельщиками, о его амбициях в Англии и за ее пределами, партнерских программах, планах расширения домашней арены и многом другом директор «Кристал Пэлас» по работе со спонсорами Джек Джонстон рассказал во время московского мастер-класса, который бизнес-школа RMA организовала для студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта».



Джек Джонстон во время мастер-класса для студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школы RMA



Полтора года назад в «Кристал Пэлас» пришли американские инвесторы. Как это отразилось на клубе?

Да, действительно, у нас сейчас 36 процентов акций находятся в собственности двух американских бизнесменов — Дэвида Блицера и Джоша Харриса — это, кстати, те самые люди, которые сообща владеют «Нью-Джерси Девилс» и «Филадельфия Сиксерс». Естественно, это отразилось на нас самым положительным образом, поскольку практически сразу вслед за этой сделкой со стороны новых совладельцев последовали весьма существенные инвестиции — в стадион, в Академию, вообще в клубную инфраструктуру.

Потом — помимо прямых инвестиций мы, во многом благодаря Блицеру и Харрису, получили выход на новые рынки, на новую аудиторию — о нас узнали в Америке. Мы, готовясь к нынешнему сезону, сыграли там несколько выставочных матчей — с «Филадельфия Юнион», с «Цинциннати», потом заехали еще в Канаду.

Там интерес к нам был вызван, конечно, не только тем, что мы теперь отчасти «американский клуб». Я думаю, мы его здорово подогрели прошлогодним выходом в финал Кубка Англии — вторым в нашей истории, первый был в 90-м году.



1990 год. Финал Кубка Англии, «Манчестер Юнайтед» — «Кристал Пэлас». Будущая звезда «Арсенала» Иэн Райт забивает один из двух своих голов в ворота манкунианцев. Та игра завершилась вничью — 3:3. В переигровке победил «Манчестер»




26 лет спустя. Тот же турнир, та же стадия, те же соперники и тот же результат. Разве что на этот раз для определения победителя хватило одной игры



Во всяком случае, когда вскоре после этого фильм о «Кристал Пэлас» в Америке показали по NBC, он собрал аудиторию в миллион человек — это больше, например, чем многие прямые трансляции Бундеслиги.




Вообще, у нас в прошлом году все очень удачно складывалось: мы, по его итогам, стали десятым футбольным брендом в мире по темпам роста, у нас семимильными шагами шло увеличение аудитории в интернете, в соцсетях — сейчас общий ее охват оценивается в 9,6 миллиона человек, а, например, в Instagram она за год выросла на 118 процентов. На сайте у нас количество иностранных визитеров, не из Соединенного королевства и Ирландии, за тот же период поднялось на 23 процента, а всего к нам за это время люди заходили из 192 стран. Такие вот цифры.

Хотя, с другой стороны, я вам могу сказать, что новейшая история «Кристал Пэлас» началась не с финала Кубка, и не с прихода американцев, она началась за пять лет до этого, в 2010 году. Мы к тому времени уже долго играли в Чемпионшипе, и финансовая ситуация, она тогда была абсолютно бедственная, еще немного, и клуб просто перестал бы существовать: там были огромные долги, не раз возникала угроза снятия с турнира, и все такое прочее. А спасли нас в прямом смысле слова болельщики — несколько бизнесменов во главе со Стивом Пэришем, он и сейчас наш президент.



Стив Пэриш, президент «Кристал Пэлас»



Они выкупили клуб у прежнего владельца, у них получилось достаточно быстро снять наиболее острые проблемы, и, самое главное, через три года, в 2013-м, они вернули «Кристал Пэлас» в Премьер-лигу, причем это, можно сказать, получилось такое основательное возвращение — сейчас мы в ней играем уже четвертый сезон подряд, без перерывов.

Я хочу особо подчеркнуть: именно постоянное пребывание в Премьер-лиге является нашей главной целью. Да, со временем мы хотели бы утвердиться на постоянную в первой шестерке, мы хотели бы дорасти до уровня бесперебойного участия в еврокубках, но сейчас главное — именно это. Потому что только членство в Премьер-лиге может гарантировать нам финансовую устойчивость и поступательное движение вперед, только оно позволит нам думать об улучшении результатов, качества нашей игры, только оно делает возможным приглашение игроков уровня Бентеке или, например, Таунсенда.



Кристиан Бентеке перешел в «Кристал Пэлэс» из «Ливерпуля» за 27 миллионов фунтов, рекордную для лондонского клуба трансферную сумму




Андрос Таунсенд перешел в «Кристал Пэлас» из «Ньюкасла», сумма сделки — 13 миллионов фунтов



И, что касается, тех же американцев, они ведь пришли в «Кристал Пэлас» уже тогда, когда мы вернулись в Премьер-лигу, в качестве клуба из Чемпионшипа мы их, похоже, не очень интересовали. Потому что для них, как для представителей крупного бизнеса, привлекательна именно Премьер-лига с ее глобальной телеаудиторией под 5 миллиардов человек и без малого миллиардом в соцсетях. А нам, конечно, критически важно продолжать оставаться частью этой Лиги с ее громадным телеконтрактом, поступления от которого сейчас составляют до 90 процентов нашего бюджета.

Откуда такой перекос в сторону одной статьи дохода?

Ну, надо же иметь в виду, что мы пока к грандам все-таки не относимся. И хотя я и говорил о том, что к нам в последнее время просыпается интерес и за пределами Англии, но все-таки пока мы — местный, региональный клуб, а никак не глобальный, и наша основная целевая аудитория — это те почти 3 миллиона человек, которые живут в Южном Лондоне.

Это не мало, но это нельзя сравнить с аудиторией «Манчестер Юнайтед», по которым люди по всему миру с ума сходят, особенно в Азии, в Китае. И, соответственно, не имея такого охвата аудитории, мы пока даже близко не можем рассчитывать, например, на такие спонсорские контракты, какие есть у них. Я вам могу сказать, что соглашение «Кристал Пэлас» с титульным спонсором, онлайн-казино Mansion, приносит 7 миллионов фунтов за сезон. Сравните это с аналогичными контрактами «Челси», «Арсенала», да того же «Манчестер Юнайтед» — это просто другой уровень, абсолютно другой.

Что касается доходов от match day, то они естественно ограничены размерами нашего стадиона. Билеты, абонементы, они у нас далеко не самые дорогие в Премьер-лиге, хотя и не самые дешевые, но стадион на данный момент вмещает всего 26 тысяч человек — опять-таки сравните это с «Эмирейтс», с «Олд Траффорд», даже со «Стэмфорд Бридж», который, по современным меркам, не очень-то и велик.



У нас нет вообще никаких проблем с тем, чтобы это пространство заполнить, у нас практически на каждом матче, на любом, аншлаг, у нас на нынешний сезон продано 18 тысяч абонементов, и мы знаем, что будь у нас арена побольше, мы бы продавали и ее, потому что желающие ходить на «Кристал Пэлас» есть — у нас 60 тысяч человек являются членами клуба и 315 тысяч зарегистрированы в фан-базе.




Стадион «Селхерст Парк», домашняя арена «Кристал Пэлас»




Вопрос в том, появится ли у клуба такая возможность? На данный момент у нас есть планы реконструкции, увеличения вместимости трибун до 40 тысяч, но когда они осуществятся, сказать трудно. Вообще, мы бы, конечно, с удовольствием обзавелись абсолютно новым стадионом, но, боюсь, такая задача на данный момент совершенно неподъемна — это Лондон, здесь, увы, все очень дорого: и земля, и само строительство, и все, что с ним связано.


После того, что вы сейчас рассказали, становится ясно, что работа со спонсорами, за которую вы в «Кристал Пэлас» отвечаете, это то самое направление, в котором клубу предстоит здорово прибавлять. По каким принципам вообще эта работа выстраивается?

Главный принцип — нас интересуют прежде всего бренды, похожие на наш собственный. То есть либо молодые, либо с историей, но находящиеся в процессе как бы перезапуска, переоценки своих амбиций, бренды, ищущие новых вызовов, бренды — челленджеры. Им, как и нам, нужно завоевывать рынки, аудиторию, нужно многое доказывать. В качестве примера я могу привести водочный бренд New Amsterdam — это новый продукт американский, из Калифорнии. Они недавно пришли на английский рынок, и как один из инструментов его освоения они выбрали партнерство с нами.

Второй принципиальный момент: мы теперь стараемся говорить не столько о спонсорстве, сколько о партнерстве. Нам не очень интересны варианты сотрудничества типа «деньги в обмен на рекламу и места в скай-боксах». Мы — приверженцы более современного подхода, нам нравится, когда спонсоры хотят разнообразия, креатива в активации своих пакетов, поскольку любая мало мальски креативная активация привлекает медиа, вызывает интерес в соцсетях, и следовательно пиарит и нас, и наших партнеров.

Наконец, третье: со спонсорами мы работаем очень вдумчиво, используем в том числе и научный подход. Я сейчас объясню, что я имею в виду... Знаете, некоторые из них очень настороженно относятся к перспективе сотрудничества с футбольными клубами, поскольку полагают, что если они придут в какой-то один из них, то болельщики конкурирующих команд немедленно от них, от их продукции отвернутся. Так вот, мы очень тщательно изучили этот вопрос, мы заказали специальное исследование, в ходе которого было опрошено 43 тысячи человек — и наших болельщиков, и других клубов, и вообще людей, футболом не интересующихся — были учтены 57 различных показателей, охвачены 10 категорий продукции.

И, в общем, не вдаваясь в дебри, это исследование показало, что те опасения потенциальных спонсоров, о которых я говорил, они, по большому счету, являются предрассудком. Потому, что обычных людей, не болельщиков, которые по тем или иным, абсолютно не футбольным причинам, испытывают недоверие или даже неприязнь к тому или иному бренду или продукту, под этим брендом выпускаемому, оказалось намного, можно сказать на порядок больше, чем фанатов, которым нелюбовь к той или иной компании диктовали бы их клубные антипатии. И даже больше того: мы выяснили, что само по себе спонсирование футбольного клуба, какого угодно, просто сама ассоциация с футболом, может привлечь к компании благожелательное внимание людей, которые за спонсируемый ею клуб не болеют, а болеют совершенно за другой.

Теперь материалы этого исследования мы часто берем с собой на переговоры с потенциальными партнерами. Могу сказать, что в заключении нескольких сделок нам это реально помогло.

Вы можете привести конкретные примеры каких-то интересных спонсорских активаций?

Да, и если говорить о чем-то совсем недавнем, то вот, была у нас буквально в прошлом месяце красивая совместная акция с той же New Amstеrdam. Мы объявили среди наших болельщиков голосование с целью определить самые яркие, с их точки зрения, моменты в жизни клуба за последний 21 год. Такой временной отрезок выбрали потому, что как раз 21 год назад наш стадион приобрел свой современный вид — тогда была построена самая молодая трибуна, The Holmesdale Road Stand .



И вот они их выбрали, а потом мы попросили известного у нас в городе уличного художника на стенах одного из баров, который на стадионе находится, все эти моменты изобразить.






А потом, в субботу, перед одной из игр, мы этот бар как бы заново, уже в таком разрисованном виде, переоткрыли, и все, у кого были билеты на тот матч, могли туда придти и по этому поводу за счет нашего партнера выпить и закусить.


Еще один вопрос об отношениях со спонсорами: вы говорите, что вам совершенно необходимо постоянно оставаться в Премьер-лиге. А партнеры ваши как-то застрахованы от вашего вылета в Чемпионшип, если это, не дай Бог, все-таки случится?

Да, разумеется. У нас практически все спонсорские контракты заключаются сроком на три года. И практически все они содержат такой пункт: в случае вылета «Кристал Пэлас» из Премьер-лиги, партнер может по собственному выбору либо выйти из контракта, либо вполовину сократить выплаты по нему. Это на самом деле справедливо: мы не имеем права, связывая себя отношениями на довольно длительный срок, не предоставлять партнерам никаких гарантий и не оставлять им путей выхода из сложных ситуаций.


Вы сказали, что постоянно играя в Премьер-лиге и поддерживая тем самым на высоком уровне свою доходность, «Кристал Пэлас» сейчас имеет возможность заключать контракты со звездными игроками. А как обстоит дело с подготовкой собственных воспитанников?

У нас очень приличная Академия, причем она всегда была такой, исторически. Вообще, можно вспомнить достаточно большое количество заметных игроков, которых для большого футбола открыл именно «Кристал Пэлас». Самый известный, пожалуй, это Иэн Райт — он на весь мир прославился в «Арсенале», но нашли, вывели его на этот уровень мы, и он во второй половине 80-х выступал за нас в течение шести лет.

Что касается времен более к нам близких, то могу привести вам такую статистику — у нас за последние девять лет, начиная с 2008-го, в главную команду из Академии пробилось 16 игроков — согласитесь, это очень достойный результат. А на данный конкретный момент у нас таких игроков четверо — это Вильфрид Заа, Джонатан Виллиамс, Хирам Боатенг и Салли Кайкай.

Ну, правда, трое последних, они сейчас разъехались по арендам, но вот Заа — это действительно наш ключевой игрок, настоящий лидер, очень важный для нынешнего «Кристал Пэлас» футболист. Собственно, он своими двумя голами «Брайтону» вывел нас в 2013 году в плей-офф Чемпионшипа, и он же заработал пенальти в решающей игре с «Уотфордом»: с него был забит единственный в том матче гол, который и вывел «Кристал Пэлас» в Премьер-лигу.

Потом была еще широко известная история с переходом Заа в «Манчестер Юнайтед» — это был последний трансфер, осуществленный по указанию сэра Алекса Фергюсона, но там у него как-то не очень получилось, и он в конце концов вернулся к нам.




Вильфрид Заа, купленный «Манчестер Юнайтед» за 10 миллионов фунтов, прощается с болельщиками «Кристал Пэлас». Расставание, впрочем, оказалось недолгим



В этом году он — один из тех, кто нас тащит, его роль в команде, его вклад в наши победы, в том числе по настоящему сенсационные — над «Челси», над «Арсеналом» — переоценить трудно.


Не опасаетесь, что после этого сезона на Заа опять начнут охотиться гранды?

Это сложный вопрос, и, наверняка, случись такое, решение по нему буду принимать не я. Но, я думаю, что здесь многое будет зависеть от желания самого игрока. И если он, имея выгодное предложение, будет все-таки не прочь остаться у нас, я полагаю, клуб все сделает для того, чтобы он остался и чтобы потом об этом не пожалел. Я вам уже говорил, что мы намерены развиваться, расти, добиваться новых результатов, и нам, конечно, хотелось бы, чтобы наши успехи, если нам суждено будет их достичь, были достигнуты в том числе и силами тех, кого мы с полным на то основанием можем назвать своими воспитанниками.


Что касается «своих». В прошлом декабре клуб уволил главного тренера Алана Пардью, который ему был точно не чужой. Он и поиграл за «Кристал Пэлас», и недавнего выхода в финал Кубка Англии клуб тоже добился именно с ним. Назначение на место Пардью Сэма Эллардайса, в свое время со скандалом отставленного из сборной, со стороны выглядело довольно рискованным шагом с точки зрения имиджа. Как принималось это решение?

Опять-таки, принимал его не я, как вы понимаете. Но я уверен, что те, кто размышлял о кандидатуре Сэма, о случившемся с ним скандале вспоминали в последнюю очередь. А в первую они думали о том, что для нас, как я вам уже говорил, является главным условием нормального существования и развития — о том, чтобы остаться в Премьер-лиге. Это было в конце прошлого декабря, у нас дела тогда были совсем плохи, мы имели всего 15 очков после 17 туров, мы шли на 17-м месте и стояли на вылет.

И, в общем, жаль, конечно, что так случилось, но Пардью в этой ситуации пришлось уйти, а на его место пришел Эллардайс, у которого было то, что нам в тот момент было нужнее всего — у него была твердая репутация тренера, который не только может выводит свои команды в Премьер-лигу, но и удерживать их там, спасать от вылета.

Если вы посмотрите на его карьеру, у него были очень приличные результаты в «Блэкберне», он поднял из Чемпионшипа «Вест Хэм», и не только поднял, но и довел до Лиги Европы. Наконец, в 15-м году он взял «Сандерленд», который на момент его прихода шел вообще последним, без единой победы, и он по итогам сезона смог оставить его в Премьер-лиге.



Сэм Эллардайс за работой



Так что, думаю, то решение тогда, чисто умозрительно, выглядело вполне оправданным. А теперь мы и вовсе можем говорить об этой оправданности с изрядной долей уверенности. Чемпионат, конечно, еще не завершен, но пять побед, которые мы одержали в последних шести матчах — все это настраивает нас на оптимистический лад и заставляет верить в то, что главная задача на сезон будет нами выполнена.

Петр БРАНТОВ

Все новости >