Новости факультета
Выбор факультета
23 января 2018

«В прошлом году, в том числе, благодаря партнерству со «Спартаком», бизнес Winline вырос вдвое»

В бизнес-школе RMA прошла лекция вице-президента по маркетингу и стратегии компании Winline Тимура Джуманиязова (на фото). Во время занятия он рассказал студентам факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» о современном состоянии дел на букмекерском рынке России и стартовавшем полтора года назад партнерстве Winline с футбольным клубом «Спартак-Москва».





Во сколько на данный момент оценивается объем российского букмекерского рынка, какой процент он составляет от общемирового?

Российский букмекерский рынок очень невелик, не более 1 процента от мирового: общий годовой объем ставок, делаемых в нашей стране, профильные ресурсы оценивают примерно в 0, 5 миллиарда долларов. Что же касается глобального букмекерского рынка, то в 2016 году он составлял более 60 миллиардов долларов (статистки по прошлому году пока нет), и из них почти 40 процентов приходилось на online-ставки.

Это — самый быстрорастущий сегмент во всем бизнесе: в том же 2016 году по сравнению с годом 2015-м он вырос на 11,8 процента, при том, что рост объема ставок, сделанных офф-лайн, составил 3,6 процента. Более 80 процентов объема рынка online-букмекерства приходится на Азию (42,5 процента, в абсолютных цифрах — 9,56 миллиарда долларов) и Европу (39 процентов, 8,87 миллиарда долларов).


Чем объясняется скромность российских показателей?

Причин несколько: во- первых, у нас отсутствует традиция. В России, по нашим оценкам, сейчас всего 25 миллионов человек в той или иной степени интересуются различными спортивными событиями, и только 1,5 процента населения хотя бы время от времени делают ставки, в абсолютных цифрах это чуть более 2 миллионов человек. Правда, согласно различным опросам, еще около 5 процентов наших граждан в принципе не исключают для себя возможности сделать ставку, хотя до сих пор этого с ними ни разу не случалось. Для сравнения: в Великобритании и Турции количество делающих ставки в 10 раз больше, чем у нас. В Великобритании играет чуть менее трети взрослых граждан, в Турции — четверть.

Второй важнейший момент, объясняющий недостаточную развитость нашего бизнеса в России, заключается в том, что до недавнего времени реклама букмекерских компаний у нас в стране находилась под серьезным запретом.

Он был снят только в апреле 2017 года, но существенные ограничения остаются и теперь. На 2018 год, по нашим оценкам, суммарные годовые затраты букмекерского бизнеса на рекламу и маркетинг приблизились к 10 миллиардам рублей, что практически эквивалентно расходам на эти виды деятельности всей отечественной банковской отрасли. Но — разница между нами и банкирами состоит в том, что они могут рекламировать свои услуги практически где угодно, а мы — только в тех местах и во время тех событий, которые имеют непосредственное отношение к спорту.


Сколько букмекерских компаний работает в России? Как распределен между ними рынок?

Официальную лицензию имеет 31 компания, 15 из них принимают ставки онлайн. Крупнейший игроки на российском рынке — «Фонбет», «1Х Ставка», «Марафон», «Лига Ставок» и Winline. Агрегированная доля рынка этих компаний оценивается более, чем в 80 процентов.


Какие виды спорта и какие турниры наиболее популярны у тех, кто делает ставки?

Наиболее популярен футбол (до 65 процентов от общего количества ставок), также достаточно большую долю занимает теннис (примерно 15 процентов). По 5 процентов приходится на хоккей, баскетбол, волейбол, и еще 5 — на остальные виды.

Данное распределение отражает как общемировую, так и российскую картину. В каких-то странах предпочтения играющих несколько смещены в пользу экзотических для нас видов — скажем, в Англии весьма популярны собачьи бега, а в Индии — крикет, но в целом дело обстоит именно так.

Что касается конкретных соревнований, то в прошлом году мы — я имею в виду Winline — принимали ставки на события, относящиеся в общей сложности к более чем 10 тысячам различных турниров и 1 миллиону событий, включая игры низших дивизионов азиатских футбольных чемпионатов. Но самыми популярными ожидаемо оказались матчи Английской премьер-лиги, РФПЛ, испанской Примеры, Лиги Чемпионов и Лиги Европы, а также теннисные турниры Большого шлема.

И, конечно, важнейшими событиями для букмекеров являются Чемпионат Европы и Чемпионат мира по футболу — как показывает статистика, во время этих турниров бизнес может демонстрировать рост в 1,5-2 раза. Именно поэтому мы с большим воодушевлением ждем Чемпионата мира в России.


В 2016 году Winline cтал официальным спонсором московского «Спартака». Зачем вам это понадобилось?

Это абсолютно естественная история, к тому же соответствующая глобальному тренду. Во-первых, как я уже говорил, букмекеры в России практически лишены возможности рекламировать свой бизнес где-либо, кроме сферы спорта.

Во-вторых, посмотрите на ведущий мировой футбольный чемпионат — английскую Премьер-лигу. В этом сезоне из 20 играющих в ней команд девять, то есть почти половина, имеют титульными спонсорами букмекеров, которые платят им от 10 до 30 миллионов фунтов за сезон.





В РФПЛ эта практика пока не так распространена — у нас на данный момент букмекера в качестве титульного спонсора привлек всего один клуб, хабаровский СКА. Тем не менее, большинство команд РФПЛ — 11 из шестнадцати — имеют букмекеров в пуле своих партнеров, причем размеры спонсорских выплат могут составлять в среднем от 200 тысяч до 2 миллионов долларов за сезон.





Что касается нашего сотрудничества со «Спартаком», то Winline, предлагая себя клубу в качестве партнера, преследовал совершенно конкретную цель — увеличить доверие к своему бренду со стороны потенциальных клиентов.

Дело в том, что главной проблемой букмекеров в России является как раз то, что люди сомневаются в их порядочности, готовности заплатить по выигрышной ставке. Именно поэтому основой нашего подхода к бизнесу и нашим рекламным слоганом является «Winline заплатит. Без вариантов». И именно поэтому мы начали сотрудничество со «Спартаком». Этот футбольный клуб, согласно результатам многих исследований, является самым популярным в России (хотя «Зенит» с этим и не согласен), так что сотрудничество с ним, безусловно, было полезно для нас именно с точки зрения повышения доверия к собственному бренду.




В чем конкретно выразилась выгода Winline от партнерства со «Спартаком»?

Начну с того, что, что «Спартак» был не первым московским клубом, куда мы обратились с предложением о сотрудничестве. Но — его менеджмент оказался наиболее бизнес-ориентированным, готовым слушать и идти на встречу интересам партнера (качество, к сожалению, редкое в нашем спорте) и мы оценили этот выбор как наиболее выгодный для нас с точки зрения долгосрочнего сотрудничества.





На данный момент Winline, как официальный партнер клуба, размещает свой логотип на игровой и тренировочной форме, и во время домашних матчей на «Открытие-Арене» дает рекламу на LED-бортах и 3D-баннере за воротами. Кроме того, мы фактически являемся титульными спонсорами предсезонных сборов команды и сети Wi-Fi на стадионе.






Наконец, мы проводим на своем сайте голосование за лучшего спартаковского игрока месяца, принять участие в котором можно только при условии регистрации, и специальный конкурс для болельщиков «Гол на миллион». Его идея была подсмотрена в НБА, где во время некоторых игр произвольно выбранному на трибуне человеку предлагают выиграть миллион долларов, попробовав забросить мяч в корзину с центра площадки. У нас болельщик сам может выбрать одну из точек на поле, с которой будет бить по пустым воротам, причем размер денежного приза за попадание варьируется от 11 тысяч (за удар с 11-метровой отметки) до миллиона рублей (за гол с углового).




 Что касается того, как партнерство со «Спартаком» отразилось на наших бизнес-показателях, то абсолютно точную оценку этому дать сложно. Могу сказать, что общий рост бизнеса Winline в прошлом году составил 100 процентов. Когда в июне 2016 года мы впервые появились в телевизионной рекламе во время трансляции домашнего матча «Спартака» с «Зенитом», наша доля на российском рынке составляла около 2 процентов. Сейчас мы оцениваем ее примерно в 10 процентов.

Winline — вообще самый быстрорастущий букмекер на отечественном рынке, а дни, когда играет «Спартак», всегда приносят нам резкий скачок количества ставок.


Насколько показатели вашего бизнеса зависит от результатов, демонстрируемых командой?

Определенная зависимость, конечно, есть. Но, каковы бы ни были результаты «Спартака», мы стараемся использовать их с пользой для себя. Приведу несколько примеров: на следующий день после того, как клуб оформил чемпионство, первое за 16 лет, на первой полосе «Спорт-Экспресса» вместе с фото празднующих игроков и тренеров вышла наша реклама со слоганом «Ставка сыграла». Тот номер, благодаря масштабу и долгожданности события, разошелся рекордным по нынешним временам тиражом в более, чем 200 тысяч экземпляров, и потом его еще допечатывали.




Второй пример: накануне домашнего матча Лиги Чемпионов с «Ливерпулем» «Спартак» провел целую серию неудачных игр в чемпионате, зачастую упуская победу на последних минутах, так что ожидания встречи с англичанами были не самыми радужными. Тогда мы решили, что в этой ситуации должны поддержать команду и ее болельщиков и дали в том же «Спорт-Экспрессе» рекламу «Спартак, ты никогда не будешь один» (по аналогии с гимном фанатов «Ливерпуля» «You’ll Never Walk Alone»), что тоже было замечено и активно обсуждалось.





Наконец, после разгромного выездного поражения «Спартака» от того же «Ливерпуля» мы вернули несколько миллионов рублей тем болельщикам, кто поставил деньги на исход благоприятный для нашей команды.





Об этой акции сообщили буквально все наши спортивные СМИ, как печатные, так и электронные: медиа-эффект от нее, по нашим подсчетам, окупил наши затраты в десятикратном размере. А буквально через несколько дней, на матч с ЦСКА, мы получили очередной скачок в количестве регистраций и объеме ставок.

Петр БРАНТОВ




Все новости >