Новости факультета
Выбор факультета
30 марта 2020

«Сан-Хосе Эртквейкс»: в эпицентре Землетрясения (ФОТО и ВИДЕО)

Цикл публикаций по итогам недавно прошедшей в США стажировки, организованной RMA для студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» и партнеров бизнес-школы, завершается отчетом о визите ее участников в футбольный клуб «Сан-Хосе Эртквейкс». Здесь гостей из России ждала встреча с генеральным менеджером Джесси Фиоранелли, ранее работавшим в «Роме» и Лацио, и директором по операционным вопросам Джаредом Шоули. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию конспект ключевых моментов их выступлений в записи участника стажировки Кирилла Коломийцева.


Участники стажировки на домашнем стадионе "Сан-Хосе Эртквейкс"


География

С географией «Квейкс», можно сказать, повезло: зона влияния клуба покрывает весь округ Bay Area (подкова океанического залива, неподалеку от которого находится город, изгибается от Сан-Франциско до собственно Сан- Хосе, и в обратную сторону — до Окленда).

Эта территория является местом базирования огромного количества компаний, работающих в индустрии IT, так что аудитория клуба, как уже охваченная, так и потенциальная, состоит в основном из людей с доходами и, соответственно, платежеспособностью выше и даже существенно выше среднего американского уровня.





C другой стороны, в этом ареале гораздо лучше, чем в целом по Америке, развит европейский футбол. Среди местных жителей он по-настоящему популярен: сейчас соккером здесь занимаются более миллиона детей.


Экономика

Бизнес «Квейкс» всецело подчинен регламентным требованиям МЛС, чей экономический уклад, без всяких преувеличений, можно назвать социалистическим.

Стратегия Лиги направлена на максимальное уравнивание финансовых возможностей входящих в нее клубов с целью поддержания высокого уровня конкуренции и, соответственно, интереса к Чемпионату МЛС со стороны любителей футбола.



Все участники МЛС в сезоне 2020



Средства от телевизионного контракта в равной пропорции распределяются между всеми членами Лиги, и то же самое можно сказать о деньгах, поступающих от спонсоров, привлеченных самой МЛС.

Главными статьями собственного заработка клуба (в 2019 году он составил около 35 миллионов) являются контракты с локальными спонсорами и выручка от продажи билетов и абонементов: правда, треть ее «Квейкс», равно как и другие клубы Лиги, передает в общую копилку МЛС. Собранная таким образом сумма перераспределяется между всеми командами опять-таки поровну.

Говоря о локальных спонсорах, необходимо понимать, что под таковыми понимаются компании, базирующиеся в радиусе 75 миль от Сан-Хосе.

В пределах этой зоны они, заключив партнерское соглашение с клубом, имеют право использовать в своей рекламе символику «Квейкс» даже в том случае, если у Лиги есть спонсорский договор с кем-либо из их конкурентов. Однако за границами 75-мильного круга такая реклама абсолютно невозможна.





Конечно, полного равенства клубных бюджетов МЛС обеспечить не в состоянии: возможности разных собственников по инвестированию в инфраструктуру и покупку звезд (о правилах осуществления таких трансферов будет сказано чуть ниже) отличаются весьма существенно.

И все-таки разница в бюджетах самого богатого и самого бедного клуба Лиги не превышает 15-20 миллионов долларов, в то время как в Европе этот разрыв зачастую исчисляется сотнями миллионов.

Стоит отметить и еще один важный момент: максимально уравнивая финансовые возможности разных команд, МЛС настаивает на том, что, соперничая на футбольном поле, они обязаны оставаться добрыми партнерами в бизнесе: во всем, что касается совершенствования операционной деятельности, маркетинговых стратегий или взаимодействия со спонсорами, у клубов друг от друга никаких секретов быть не должно.


Капитализация

Нынешний владелец «Квейкс» приобрел клуб в 2007 году за 17,5 миллиона долларов. За прошедшие с тех пор 13 лет франшиза ни разу не показывала чистой прибыли, что не удивительно, учитывая масштабные инвестиции в инфраструктуру, и прежде всего в новый стадион, введенный в строй в 2015 году и обошедшийся в 100 миллионов долларов.




 Спортивными успехами «Квейкс» тоже не избалованы: клуб два раза становился победителем МЛС (2001, 2003), и еще однажды (2005) удостоился приза Supporters Shield, вручаемого команде, набравшей наибольшее количество очков в регулярном чемпионате, но это было уже очень давно, и к повторению этих результатов клуб с тех пор ни разу даже не приблизился.



Перстень Чемпиона МЛС (2003)



Затянувшийся бестрофейный период естественным образом отразился на количестве держателей клубных абонементов. В лучшие времена цифра их продаж стабильно держалась на уровне 11,5 тысячи сезонных билетов, однако несколько последних лет она не поднимается выше 8,5 тысяч.




Тем не менее, стоимость бренда «Квейкс» на данный момент оценивается в более, чем солидные 500 миллионов долларов.

Эта цифра обусловлена стремительным развитием Лиги в целом, точно рассчитанным планом постепенного ее расширения с нынешних 26 до 32 команд, ростом суммы взноса, обязательного для клуба, намеревающегося пополнить ряды МЛС (на данный момент его величина составляет 300 миллионов долларов) и, конечно, фактором Чемпионата мира по футболу, который должен пройти в США, Канаде и Мексике в 2026 году.


Спонсоры

МЛС ставит перед клубами жесткие ограничения по привлечению партнеров из числа производителей определенных категорий товаров, прежде всего — табака и алкоголя.

Их реклама во время спортивных мероприятий в США запрещена, хотя право продавать на матчах алкоголь, в том числе и крепкий, у клубов никто не отбирал и отбирать не собирается.

Интересен формат привлечения футболистов МЛС к рекламным акциям спонсоров своих клубов. Поскольку позиции профсоюза игроков Лиги исключительно сильны, использовать их в этих целях бесплатно, как это зачастую происходит в Европе, не получится. За любое участие в любой спонсорской активации футболисты получают фиксированную ставку в размере 500 долларов за полтора часа.

При этом сами игроки вольны заключать личные рекламные контракты абсолютно с любым брендом, не обращая внимания на то, что в спонсорах у Лиги или их клуба может числиться его конкурент. Например, никто не может препятствовать вступлению футболиста в партнерские отношения с Nike на том основании, что единым техническим спонсором Лиги является adidas.

Другое дело, что рекламируя своих партнеров, игрок не должен ассоциировать себя ни с Лигой, ни с конкретным клубом. Другими словами: в таких случаях он может свободно распоряжаться только собственным имиджем (внешностью), но никак не цветами, эмблемой или форменной экипировкой команды, за которую выступает.


Игроки. Трансферы и зарплаты

Правила МЛС жестко регулируют трансферную политику и размер зарплатной ведомости всех входящих в Лигу команд. Потолок зарплат на данный момент составляет 4, 2 миллиона долларов, и эту фиксированную сумму каждый клуб накануне сезона получает непосредственно от Лиги.

Вне этого лимита каждая команда может содержать не более трех игроков — это, как правило звезды, приехавшие из европейских чемпионатов, чья зарплата сильно превышает установленный для других максимальный предел в размере чуть более 500 тысяч долларов на игрока в год.

Что касается трансферов, то в МЛС, по сути, отсутствует институт свободных агентов, поскольку таковыми признаются лишь игроки старше 28 лет, да к тому же проведшие в Лиге не менее восьми сезонов.

Более молодые футболисты по окончании действующего контракта могут свободно перебраться за границу, но внутри самой МЛС приоритетные права на них фактически навечно остаются закрепленными за конкретными клубами, которые могут воспользоваться ими в том числе и после того как уехавший игрок вернется из «зарубежной командировки» в США.

Также непривычно для европейского глаза устроен и рынок трансферов иностранных футболистов: клубы, претендующие на них, обязаны известить Лигу о том, кого именно они намерены пригласить. В списке, поданном каждой командой, не может присутствовать более десяти фамилий, причем после включения того или иного кандидата в официальный лист одного клуба МЛС, все остальные теряют право вести с ним переговоры о переходе.

Впрочем, основанный в 1994 году «Квейкс» никогда не делал ставки на иностранных суперзвезд — игроки калибра Бекхэма, Руни или Ибрагимовича за прошедшие 26 лет здесь так ни разу и не засветились.

Главным героем «Сан-Хосе» по сей день остается Лэндон Донован, знаменитый Капитан Америка, лучший бомбардир и распасовщик Лиги за всю ее историю, человек, с именем которого неразрывно связаны оба чемпионских титула «Квейкс».



Лэндон Донован



Россиянам, возможно, небезынтересно будет узнать, что в конце 2000-х здесь на пару лет осел бразильский опорник Франсиско Лима, тот самый, что у нас успел полюбиться болельщикам «Локомотива» (41 игра за клуб) и не успел — болельщикам «Динамо» (всего 7 матчей).



Франсиско Лима



Воспитание молодежи

На современном этапе клуб в соответствие опять же с рекомендациями МЛС, декларирует ставку на поиск и развитие местных талантов, и это — не просто слова: членами первой команды сейчас являются семеро собственных воспитанников «Квейкс».



Один из самых многообещающих воспитанников «Квейкс», защитник Ник Лима, в товарищеском матче сборной США против сборной Панамы



В Академии клуба занимаются 150 мальчиков и около 100 девочек в возрасте от 12 лет, причем, по правилам Лиги, клуб имеет эксклюзивное право на привлечение в свою футбольную школу детей, проживающих в радиусе все тех же 75 миль от места его базирования.



Объявление о просмотре кандидатов в команду Академии «Квейкс» в возрастной группе до 14 лет



Стадион

Нынешняя арена «Квейкс» при полной загрузке способна вместить 18 тысяч зрителей. Права на ее название с 2014 года принадлежали телекоммуникационной компании Avaya, и эта сделка ежегодно приносила клубу 2 миллиона долларов. Впрочем, в конце 2019 года контракт с этим нейминговым спонсором истек, и сейчас «Квейкс» находится в поиске нового.






Несмотря на свою молодость, стадион «Квейкс» вовсе не является эталонной футбольной ареной: менеджеры клуба утверждают, что если бы они могли заранее предвидеть столь бурное развитие соккера, какое сейчас происходит в США, они бы точно озаботились вложением дополнительных средств в проектирование и строительство куда более комфортабельного и вместительного сооружения.

И все-таки свои преимущества и «фишки», выгодно отличающие его от многих прочих арен МЛС, есть и у нынешнего стадиона «Квейкс».

Например, значительная часть расположенных здесь вип-лож (они приносят клубу до трети общей коммерческой выручки) имеют прямой выход к кромке поля, являясь своеобразным аналогом баскетбольных «мест на паркете».





Перед обладателями обычных билетов, особенно перед теми из них, кто располагается на фанатской трибуне, открывается превосходный вид на взлетно-посадочную полосу местного аэропорта, находящегося всего в одном километре от стадиона.

А вдоль одной из лицевых линий вместо стандартной трибуны располагается самый настоящий бар, общая длина стойки которого едва не дотягивает до 100 метров: менеджеры клуба позиционируют его как «самый большой в Америке бар под открытым небом», и, кажется, это действительно так.




Кстати, расположенная вокруг бара фан-зона официально именуется «Эпицентром», что остроумно обыгрывает название самого клуба, ведь в переводе на русский слово «Earthquakes» означает не что иное как «Землетрясение».
Все новости >