Новости
Выбор факультета
03 июля 2012

«Имперский комплекс»

В очередной колонке, написанной для портала Restoranoff.ru известный ресторанный критик и промоутер, постоянный преподаватель программы "Менеджмент в ресторанном бизнесе" Олег Назаров исследует индустрию гостеприимства предолимпийского Сочи и приходит к неутешительным выводам. Предлагаем этот материал вашему вниманию.

Проехав вдоль и поперек Расею-матушку, я пришел к выводу, что законы ресторанного бизнеса во всех регионах действуют одинаково. Дважды два будет четыре и в Калининграде, и в Якутске, и в модном в нынешнем сезоне Нижнем Тагиле. То же самое и в общепите. Пиво — это наше все, дизайнер — первый могильщик ресторана, высокая французская кухня народу непонятна и т.д. — все эти постулаты «работают» независимо от города и региона. Поскольку зиждутся на здравом смысле и понимании особенностей менталитета публики, имеющей время, деньги и привычку питаться вне дома. И когда мне в очередном городе начинают говорить: «Наш Красноярск (Воронеж, Челябинск) — он не такой, как все… У нас тут свой особый менталитет…», я только улыбаюсь.

Никакой он на самом деле не особый, те же «дорогие россияне» в нем обитают, и действие универсальных парадигм отечественного ресторанного рынка — тому подтверждение.

Но, как говорится, любое обобщение ошибочно, включая и это… Добрался я, кажется, до места особенного. Я бы даже назвал его аномальной зоной, что ли. Как-то иначе по сравнению со всей остальной страной живут и мыслят обитающие тут люди. И все у них, включая общепит, тоже какое-то… своеобычное, скажем так. Речь идет о Сочи.

Собственно, я не первый раз в этом городе, но с каждым визитом нарастает ощущение, что здешние обитатели существуют в каком-то своем, придуманном мире. Будто попадаешь ты не в обычный российский населенный пункт, а в некую пелевинскую реальность. Стержень сочинского менталитета, основа этой реальности — то, что именуется «имперским комплексом». Самооценка людей от самого факта проживания здесь зашкаливает. То есть лет тридцать—сорок назад так оно, наверное, и было. Сочи являлся символом счастья. Смотаться сюда — что выиграть «Волгу» в лотерею. Тут тебе и море, и пальмы, и «шашлычок под коньячок»... В половине домов хранились фотки «с приветом из Сочи». Но то время ушло, все в корне поменялось, сегодняшний Сочи как курорт — ниже всякой критики.

Пыль, пробки, неуютные пляжи, непомерные цены. Местный же менталитет остался тем же! Люди всерьез до сих пор ощущают себя избранниками, обитающими не абы где, а в «южной столице». Куда, как им кажется, все человечество мечтает попасть на отдых. То есть курортов Турции, Греции, Египта, Туниса, Таиланда, Испании вроде как бы вообще не существует. В результате какой бред получается?

Вот, скажем, гостиница «Л…». Четыре звезды. Обычная «четверка», каких в Анталье натыкано по двадцать штук на километр. Самый дешевый номер — 6900 рублей. Это 230 долларов. Теперь посчитаем. 7 ночей по 230 долларов — 1610 баксов. Только с завтраком. Поесть в сочинских заведениях (о них ниже) — минимум сотня долларов в день. Плюс авиабилет из Москвы и обратно — 400 долларов (прошу прощения, что считаю в иностранной валюте, так нулей меньше). Итого недельный тур в банальную сочинскую «четверку» обойдется в 2700 долларов.

Вам не смешно? За эти деньги нормальный человек может полмесяца в пяти звездах на Маврикии загорать, а не глотать строительную пыль на жесткой гальке…

Читать дальше…

Все новости >