Новости
11 ноября 2009

Гуглить, гуглить и еще раз гуглить

Бизнес и социальные сети, mp3 и адаптированные мысли Энди Уорхола, предсказание будущего и ответы на актуальные вопросы - глава Google  Russia Владимр Долгов прочитал лекцию для слушателей специализации «Менеджмент в сфере интернет-технологий» Государственного университета управления.

Бритни Спирс, секс, mp3

На сегодняшний день Интернет представляет собой среду, без которой сложно представить жизнь среднестатистического человека. В определенный момент мир начал меняться в сторону накапливания и освоения информации. Скорость, с которой происходили эти изменения, была поистине фантастической – если бы двигатели внутреннего сгорания эволюционировали столь же стремительно, как жесткие диски, то канистры бензина уже было бы вполне достаточно для того, чтобы совершить 2000 оборотов вокруг Земли.

По словам Владимира Долгова, можно выделить четыре основных направления интеграции Интернета в жизнь человечества. Во-первых, это информация – ежедневно Google обрабатывает около 2 миллиардов поисковых запросов на 135 языках мира. Во-вторых, общение и торговля – каждый день активно использующие сеть люди отправляют 80 миллиардов писем и сообщений при помощи различных почтовых клиентов и мессенджеров, а объем рынка электронной коммерции составляет 130 миллиардов евро. В-третьих, для многих Интернет ассоциируется с социальными сетями, бурное развитие которых наблюдается на протяжении последних трех лет. Сегодня ими пользуется 300 миллионов человек во всем мире, причем в России соцсети более развиты, чем на Западе (не в последнюю очередь это происходит из-за того, что российские пользователи проводят в социальных сетях в три раза больше времени, нежели их западные коллеги). Наконец, сеть – это своего рода аккумулятор всевозможных развлечений. Согласно статистике, каждый день сопровождается 800 миллионами просмотров видео-роликов, а на YouTube, принадлежащий Google, каждую минуту загружается 20 часов видео (если бы Голливуд работал в таких же темпах, то ежедневно на свет появлялось бы 92 полнометражных фильма).

Тем не менее, ничто не характеризует интересы аудитории, как обрабатываемые поисковыми машинами запросы. Так, самыми популярными запросами в Британии на сегодня являются «Бритни Спирс», «секс» и «mp3».

15 мегабайт Уорхола

Если бы Энди Уорхол дожил до сегодняшних дней, то в своей фразе «В будущем каждый сможет стать знаменитым за 15 минут» он определенно заменил бы минуты на мегабайты, считает Владимир Долгов.

Количество генерируемого пользователями контента неуклонно растет, и сейчас поисковики по запросу «Shakira» могут выдать видео-ролики, не имеющие никакого отношения к колумбийской поп-диве. Интернет постепенно становится эффективным инструментом в руках маркетологов – серьезные рекламные кампании теперь стартуют именно в сети. Информация в сети распространяется мгновенно, что помогает покупателю и продавцу связываться напрямую, минуя всевозможных посредников. Соответственно, изменились способы ведения бизнеса. Сегодня, когда информация доступна практически в любой точке мира, работает закон, согласно которому гнаться за высокими тиражами продукта вовсе необязательно – до потребителя может дойти и информация о товаре, выпущенном малым тиражом.

В этой ситуации Google видит себя в качестве связующего моста между тремя группами аудитории – рядовыми пользователями, рекламодателями и партнерами. Миссия компании формулируется следующим образом: организовать всю информацию в мире, сделать ее универсальной, доступной и полезной. Для ее выполнения Google ни на секунду не останавливается, и постоянно работает, предлагая все новые и новые сервисы.

Google предсказывает будущее

- Мы можем предсказывать будущее, - говорит Владимир Долгов. – Правда, не везде и не на продолжительный промежуток времени. В качестве наглядного примера могу привести историю с прогнозированием успешности выходящих в прокат фильмов. Для начала мы взяли число поисковых запросов по названию фильма за неделю до премьеры. Затем проанализировали кассовые сборы за первую неделю проката. Представив эти показатели в виде графика, мы смогли построить аппроксимирующую прямую, и теперь на основании того, как характеризующая тот или иной фильм точка располагается относительно ее, можно делать вывод о том, будет ли фильм пользоваться успехом. В результате еще за шесть недель до выхода фильма в прокат Google может спрогнозировать степень успешности фильма с точностью до 87 процентов. Аналогичным образом с различной точностью можно предугадывать развитие различных событий.

Анализ частоты и других параметров поисковых запросов на деле оказывается очень полезным и наглядно демонстрирует то, что интересовало аудиторию в тот или иной промежуток времени. В качестве примера можно привести отличную историю со сравнением показателей таких поисковых запросов, как «Турция» и «Хорватия». На протяжении 2007 ситуация складывалась таким образом: всплеск активности по запросу «Турция» начинался в мае, а заканчивался в октябре, а ближе к концу года наметился существенный скачок в сторону Хорватии. Казалось бы, все в порядке - в силу климатических условий ехать отдыхать в Турцию люди начинают раньше, чем в Хорватию, по этой же причине заканчивают поездки позже, а ближе к зиме едут кататься на лыжах на Балканы. В этой истории все было бы логично, если бы не одно «но»: никаких горнолыжных курортов в Хорватии нет. А всплеск поисковых запросов объясняется тем, что в конце 2007 года сборная Хорватии по футболу обыграла Англию, что позволило сборной России выйти в финальную стадию Евро-2008.

К барьеру!

- Владимир, расскажите, почему количество производимых в России сервисов Google меньше, чем на Западе?

- Ситуация здесь обстоит следующим образом. У нас есть два инженерных офиса - в Москве и в Санкт-Петербурге. За разработку сервисов отвечают именно эти офисы, но помимо разработки они должны успевать адаптировать запускаемые на Западе продукты для использования в нашей стране. То есть нагрузка на сотрудников выпадает немаленькая, и на это нужно делать скидку. Тем не менее, ребята стараются делать как можно больше. Так, например, Россия стала первой страной, в которой был запущен сервис «Волпросы и ответы», который достаточно долго функционировал только в нашей стране.

- Google покупает немало сервисов, предпочитая не заниматься разработкой своих. YouTube – отличный тому пример. Почему так происходит?

- YouTube вообще уникальный случай - с момента его запуска до покупки нашей компанией прошло совсем немного времени. Почему это происходит? Дело в том, что у нас есть определенные планы, а ресурсы при этом ограничены – рук на все не хватает, а следить за новыми вещами нужно. Соответственно, приходится искать какие-то альтернативные варианты. Вообще же я считаю, что покупка чужих вещей - это ни хорошо, ни плохо. Просто к этому нужно относиться как к данности.

- Почему вы подробно не рассказываете о преимуществах своих сервисов, как это делает «Яндекс»?

- Это справедливый упрек. Но, как и в предыдущем вопросе все упирается в то, что наши ресурсы ограничены. Новые сервисы появляются в достаточно большом количестве, и охватить все порой попросту не удается. Хотя по мере сил мы, конечно же, стараемся это делать.

- Напоследок скажите, что вы думаете о продукте Google.Wave.

- Вообще с Google.Wave я работал не очень долго. Лично я не могу четко сказать, зачем он мне нужен конкретно сегодня, но, поверьте, найдутся люди, которые скажут, что это именно то, чего не хватало всю жизнь. Посмотрим, как со временем будет меняться ситуация – просто пока этот продукт пребывает совсем уж в тестовом варианте.

Все новости >