Новости
Выбор факультета
05 июня 2013

«Финансовых амбиций Моуриньо нам не потянуть»

Перед вами – отчет о встрече студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» c руководством Федерации футбола Португалии (Federação Portuguesa de Futebol, FPF), которая в ноябре 2012 года прошла в Лиссабоне в рамках очередной зарубежной стажировки, организованной бизнес-школой RMA. Незадолго до этого Россия в «Лужниках» одолела Португалию со счетом – 1:0. В пятницу сборным двух стран предстоит сыграть на «Эштадиу да Луш». Полгода назад, когда был написан и отложен в ожидании подходящего информационного повода этот текст, никто, конечно, не мог предположить, что к моменту второй игры разрыв между главными претендентами на поездку в Бразилию составит аж семь очков, причем вовсе не в пользу Португалии. В остальном все вроде осталось по-прежнему. А тут и повод подоспел.



12 октября 2012 года. Лужники. 6-я минута матча Россия - Португалия. Только что Александр Кержаков забил единственный гол в игре


Эштадиу да Луш, домашняя арена лиссабонской "Бенфики", на которой сборная Португалии примет команду России в ключевом матче отборочного цикла Чемпионата мира 2014 года


«В португальском чемпионате доминирует так называемая «большая тройка». От остальных клубов ее отделяет финансовая пропасть»

Федерация футбола Португалии богатая организация? Государство ей каким -то образом помогает?

Паулу Ферейра, финансовый директор: Я вам могу сказать, что почти все, что мы зарабатываем, мы зарабатываем сами. Государственные деньги в этом году составляли приблизительно 10 процентов от нашего бюджета, а в будущем, я думаю, эта цифра не превысит 5 процентов. В любом случае речь идет о сумме в 2-3 миллиона евро, при том, что годовой бюджет Федерации равен 30-35 миллионам. Это я говорю о годах, на которые не приходятся крупные турниры – Чемпионаты Европы и мира. А если такие турниры есть, тогда, за счет поступлений от ФИФА и УЕФА, мы добавляем к указанной сумме еще примерно миллионов десять.

Вообще, если говорить о том, какие команды, выступающие под эгидой FPF, приносят деньги, то к ним можно отнести национальную и молодежные сборные по футболу, а также сборные по футзалу и пляжному футболу. Ну, а женские сборные и юниорские, они, конечно, ничего не зарабатывают. На них мы только тратимся.


Если оставить за скобками доходы от мировой и европейской федераций, из чего складываются остальные заработки FPF?

П.Ф: Я не думаю, что в этом смысле FPF сильно отличается от других аналогичных организаций. Мы зарабатываем на спонсорстве, на передаче лицензиатам прав на использование символики Федерации и национальных сборных. Мы имеем определенный доход от взносов, которые клубы платят за участие в национальных чемпионатах. Например, размер взноса для команды, играющей в высшей лиге, составляет около 100 тысяч евро.



Участники  португальской стажировки факультета "Менеджмент в игровых видах спорта" с руководителями национальной Федерации футбола


Он одинаков для всех, хотя разница в бюджетах клубов часто кажется просто невероятной. В Португалии есть, как вы, наверное, знаете, так называемая большая тройка – «Бенфика», «Порту» и «Спортинг», оперирующие бюджетами на уровне 100 миллионов евро и выше. И за ними -- пропасть. «Брага», «Гимараэш», может быть -- «Академика», они именно в смысле денег еще более или менее конкурентоспособны. Но остальные – «Ольяненсе», «Мойреренсе», «Риу Аве», многие другие, это все команды с бюджетами хорошо если в 10 миллионов евро, а то скорее и в пять…


«На данный момент продажа прав на телепоказ матчей сборной Португалии приносит Федерации 13 миллионов евро ежегодно»

Что касается телевизионных прав на матчи национальной сборной: какой доход приносят они?

П.Ф. У нас на данный момент действует контракт с одним агентством, которое занимается реализацией коммерческих прав, в том числе рекламных и телевизионных, на матчах национальной сборной. Он действует до 2014 года, и, согласно этому соглашению, Федерация ежегодно получает 13 миллионов евро. В дальнейшем, то есть как раз с 2014 года, как вам известно, продавать права на телевизионный показ матчей национальных сборных УЕФА собирается самостоятельно, единым пакетом.

Жуан Альмейда, руководитель пресс-службы: Я могу добавить, что помимо официальной продажи прав на телевизионные трансляции матчей сборной, мы, то есть Федерация, зарабатываем и на другом связанном с командой телеконтенте, хотя это, конечно, и не такие большие деньги. Во время последнего чемпионата Европы мы создали в нашем департаменте съемочную группу, которая практически постоянно находилась с командой – на базе, на тренировках, в автобусе по дороге на матч. И несколько сделанных нами телесюжетов, в том числе интервью с игроками, тренерами, персоналом, мы очень удачно продали телевизионщикам. Поскольку и мы, и они, да и сама сборная остались такой моделью сотрудничества довольны, думаю, мы будем использовать ее и в дальнейшем: по крайней мере, во время крупных турниров, в которых нашей команде предстоит принять участие.


То есть для того, чтобы сделать материал о сборной, нужно заплатить Федерации?

Ж.А. Нет-нет, вы не так поняли. Мы продаем только наш собственный, созданный нашими сотрудниками эксклюзивный контент. Те, кто хотят его купить, пожалуйста. Но если кто-то хочет сделать что –то свое, никаких проблем. Для всех футболистов, прибывающих в расположение сборной, нами составляется план коммуникаций с прессой на период как до, так и после игры. Кто –то должен принять участие в пресс-конференции, кто –то – в фотосессии, кто –то дать интервью, и так далее. И все это, разумеется, абсолютно бесплатно. О каких деньгах может идти разговор? Наша сборная – не частное предприятие, это – общественное достояние.


Планы, о которых вы говорите, как –то согласовываются с игроками?

Ж.А.: Безусловно, их пожелания и предпочтения учитываются. Скажем, если кто –то из футболистов не хочет говорить с какой –то определенной газетой или журналом, мы, конечно, заставлять его не станем. Просто предложим журналистам другую кандидатуру, а того игрока отправим общаться с изданием, с которым у него никаких неприятных эмоций не связано.



Криштиану Роналду, главная медиа-персона Португалии, причем  не только футбольной


Впрочем, такие ситуации возникают довольно редко. У нас неплохие, конструктивные отношения со всеми двадцатью португальскими изданиями, так или иначе пишущими о сборной. Мы всех их знаем и всем по большому счету доверяем. В Португалии «желтая» пресса – у нас ее называют «розовой» -- никогда не была ни особо популярна, ни особо влиятельна. Так что каких-то вопиющих случаев, откровенно скандальных публикаций, связанных со сборной и ее игроками, я не припомню. Было несколько эпизодов лишения изданий аккредитаций. Но не Федерацией. Клубами.


А что сделает FPF, если какое-то издание опубликует информацию, которую вы сочтете недостоверной, предвзятой, и так далее?

Ж.А. Ничего особенного. Мы просто распространим официальную информацию по данному вопросу, и представим свою точку зрения.


Для футболистов какая-то ответственность за нарушение правил общения с прессой предусмотрена?

Ж.А. В каждом отдельно взятом случае вопрос рассматривается отдельно. Скажем, после полуфинала Евро 2012, который мы проиграли Испании по пенальти, все наши футболисты отказались общаться с журналистами в микст-зоне. Вообще-то, конечно, это было нарушение регламента, и за это их следовало бы наказать. Но, учитывая то, что такое поведение игроков было формой протеста против судейства, к которому у нас тоже было немало вопросов, накладывать на них штрафы Федерация не стала.


«Сейчас кризис, билеты на матчи сборной расходятся неважно, так что мы продвигаем сразу несколько программ, чтобы оживить продажи»

Несколько слов о билетах на матчи национальной сборной: как они продаются, какой доход приносят, как этот доход распределяется? И, к слову, каким образом принимаются решения относительно того, в каких городах играет сборная?

Жозе Карлуш, директор по информационным технологиям: Решения относительно того, в каких конкретно городах сборной играть те или иные матчи, как официальные, так и товарищеские, принимаются голосованием на специально по этому вопросу собираемом совещании, в котором участвуют все топ –менеджеры Федерации. Я вам могу сказать, что на данный момент все игры вплоть до конца 2014 года уже расписаны. Что касается порядка продаж: билеты на матчи национальной команды можно забронировать и приобрести как через агентства, выкупившие квоты у FPF, так и через сайт самой Федерации. В этом случае вам необходимо будет зарегистрироваться и получить код доступа, только после этого вы сможете совершить покупку – не больше четырех билетов с одного IP-адреса.

Такое ограничение в свое время было введено с целью борьбы со спекулянтами, хотя вообще –то я вам честно признаюсь: сейчас, в связи с кризисом, билеты на матчи сборной расходятся неважно и мы продвигаем сразу несколько программ для того, чтобы оживить продажи. Например, теперь билеты можно купить в сети cупермаркетов Continente -- это одна из крупнейших в Португалии сетей – причем не просто купить, а сделать это с существенной выгодой: у большинства постоянных покупателей этих магазинов есть накопительные карты, на которые возвращается часть денег, заплаченных за покупки. Так вот, чем чаще эти люди покупают билеты в Continente, тем дешевле они им обходятся: сумма возврата может доходить до 50 процентов, и эти деньги покупатели могут использовать для оплаты других товаров в магазинах той же сети. …

По поводу того, как распределяются доходы от продажи билетов: думаю, не погрешу против истины, если скажу, что примерно 10 процентов выручки перенаправляется нами на поддержку региональных футбольных программ, а 90 уходит на содержание национальных команд.


Насколько существенны заработки на коммерческих матчах сборной?

П.Ф. Тут многое зависит от рейтинга соперника. Если статус его невысок, а заполучить к себе сборную Португалии он все – таки хочет, понятно, что Федерации, которая эту страну представляет, придется раскошелиться серьезнее, чем в том случае, если бы приглашение сыграть последовало от кого-то из мировых грандов. Мне сложно назвать вам какую-то усредненную цифру. Вероятно, речь идет примерно о полумиллионе евро за матч. Примерно столько мы заработаем на игре с Габоном, которая намечена на ноябрь. Плюс, разумеется, принимающая сторона, должна взять на себя все расходы, связанные с нашим пребыванием в стране.


«Если бы в 2012 году Португалия выиграла чемпионат Европы, все игроки команды получили бы по 100 тысяч евро премиальных»

Вопрос относительно одной из расходных статей бюджета Федерации. Каков размер премиальных, установленный для футболистов сборной?

П.Ф. Сейчас идет квалификация чемпионата мира в Бразилии и правила на этот счет действуют такие: премиальные игроки получают только за победы, причем получают одинаково, все 23 футболиста, вызванные на ту или иную игру, пусть даже кто –то из них потом не попал в заявку. За выход из группы положена отдельная сумма, причем там уже есть разграничения: эти деньги между собой смогут поделить только те, кто выходил на поле. Что касается конкретных цифр, скажу вам так: если бы в 2012 году Португалия стала чемпионом Европы, все игроки команды получили бы по 100 тысяч евро.



Жозе Моуриньо, Особенный во всем


Но она не стала. В связи с этим не задумывались ли вы о смене главного тренера?

У вас ведь на эту должность есть такой замечательный кандидат, можно сказать – лучший тренер мира.

П.Ф. Знаете, у нас и сейчас очень хороший тренер, мы ему полностью доверяем. А что касается некоего кандидата, то, если вы о Моуриньо, это кандидат не для нас, по крайней мере, на данный момент.


Почему?

П.Ф. Его финансовых притязаний нам не потянуть. Никак.


Петр БРАНТОВ

Все новости >