Новости
Выбор факультета
06 июня 2013

У бразильских собственная гордость (ФОТО)

В самый первый раз Карлос Роберто де Оливейра вышел за родной свой «Васку» в ноябре семьдесят первого, сразу забил что-то уму непостижимое, и тут же стал «Динамитом». Ему тогда было всего-то семнадцать, и Апарисио Пирес  жил в Бразилии такой гуру футбольной журналистики – возрадовавшись дебютному голу юного гения, так в своей газете и прописал: «Мальчик-динамит взорвал «Маракану». На протяжение следующих двадцати двух сезонов взрывы звучали почти непрерывно, не стихали и восторги: вчерашний мальчик доиграл до почтеннейших тридцати девяти, свернув карьеру в ранге лучшего бомбардира «Васку» всех времен… Президентом он стал на досрочных выборах в 2008-м: в том году клуб впервые рухнул в серию B, и кому же было его спасать, как не ему, Динамиту? Возвращение, обещанное через год и не оставшееся обещанием, выдалось лихим и элегантным, так что проблем с тем, чтобы в 2011-м переизбраться на второй срок у Роберто не возникло никаких. Пойдет ли он на третий? Сможет ли победить и в следующем году? Дела-то у «Васку», прямо скажем, дрянь, дела совсем неважные, и вы даже представить себе не можете, насколько. Вот, послушайте, что рассказал нам об этих делах клубный директор по маркетингу Генри Кенфилд. Такое кому понравится?

Середина 70-х годов XX века. Нападающий "Васку да Гама" Роберто Динамит

Середина 10-х годов XXI века. Роберто Динамит -- президент "Васку да Гама"

Генри, ваш клуб – последний из четырех грандов Рио, с которыми нам довелось познакомиться. Первые три – «Флуминенсе», «Фламенго», «Ботафого» -- на данный момент находятся в сложном положении: нет собственных стадионов, нет баз, нет денег – значительная доля бюджетов уходит на погашение многолетних и многомиллионных задолженностей по налогам. А как обстоят дела у вас?

Стадион "Сан-Жануарио". Бюст первооткрывателя морского пути из Европы в Индию Васку да Гама. В 1898 году португальцы, коих среди основателей клуба было немало, решили назвать его именем великого земляка и таким образом отметить 400 - летие его первой экспедиции. Именно тогда эмблемой команды стал мальтийский крест, изображения которого были нанесены на паруса кораблей, входивших в армаду Васку да Гама   

Увы, принципиальных отличий на данный момент нет. Нынешнее финансовое положение «Васку» я не могу охарактеризовать иначе, как плачевное. Прежняя администрация клуба, уходя в 2008 году, оставила столько долгов, что расплатиться с ними мы не можем до сих пор. Соответственно, нам сейчас ничего не остается, как экономить на всем: у нас главная футбольная команда тренируется на том же поле, что играет, у нас разрушается плавательный бассейн, памятник архитектуры, который мы не имеем возможности отреставрировать и использовать по назначению, мы вынуждены из года в год продавать ведущих игроков – у нас за счет этих трансферов покрывается чуть ли не четверть всей доходной части бюджета, вот в прошлом сезоне, нвапример, было 22 процента. И при всем при этом мы не можем говорить о какой-то стабильности даже в обеспечении текущих расходов: задержки по зарплате игрокам у нас, чего греха таить, не редкость.

Защитник "Васку да Гама" Родолфо, которого мы помним по выступлениям за киевское "Динамо" и "Локомотив", сейчас восстанавливается после тяжелой травмы колена. Зарплаты, по его собственным словам, он не видел с августа прошлого года: "Если бы не заработанное в России и на Украине, я бы уже кока-колу на пляже продавал" 

А каков этот бюджет в целом?

Я вам могу назвать данные опять – таки по прошлому сезону. Тогда мы заработали 150 миллионов реалов, это примерно 75 миллионов долларов. Если смотреть по долям, то получается, что больше всего – 41 процент – мы получили от реализации прав на телетрансляции. Затем идут поступления от спонсоров – это 19 процентов, выручка от продажи билетов и абонементов – 7 процентов, доходы от реализации товаров с клубной символикой – около 4 процентов, членские взносы, поступающий от сосьос – 2 процента, про средства, которые клуб получает от продажи игроков, я уже говорил. Вот по большому счету все, остаются какие –то несущественные мелочи…

За счет чего вы собираетесь исправлять ситуацию, в чем прибавлять?

Прибавлять мы собираемся во многом. У нас есть план… Ну, например – сейчас я уже могу говорить об этом уверенно -- со следующего сезона мы существенно увеличим доходы от спонсорских контрактов. В этом году, если смотреть в абсолютных цифрах, мы на рекламе, размещаемой на футболках, в общей сложности заработали около 10 миллионов долларов, в ближайшем будущем эта цифра возрастет до 25 миллионов – соответствующие соглашения уже готовы к подписанию. Плюс в эту же графу нужно отнести те семь – десять миллионов в год, которые мы получаем от нашего технического спонсора, компании Penalty, как деньгами, так и формой, инвентарем, которыми она обеспечивает все наши команды.

Дальше: я считаю, что до сих пор мы плохо работали с мерчандайзингом, четыре процента в общей структуре доходов это не дело. Наша задача довести этот показатель хотя бы до 10 процентов, расширить ассортимент предлагаемой продукции, причем сделать это быстро. К концу года мы собираемся увеличить количество официальных магазинов «Васку» до 30 – речь идет не только о Рио, речь идет и о других городах и регионах Бразилии.

Распродажа прошлогодней коллекции в клубном магазине "Васку" на стадионе "Сан -Жануарио". Гостевая футболка вместо 200 реалов теперь стоит 130 (что -то около 65 долларов)

Сейчас таких торговых точек в стране двадцать, и мы уверены, что при должной рекламе рост их числа принесет серьезный дополнительный заработок. «Васку да Гама» -- четвертый в Бразилии клуб по количеству болельщиков. Нас, согласно последним исследованиям, поддерживают больше 12 миллионов человек. Эту поддержку необходимо монетизировать.

А насколько она монетизирована в настоящий момент? Сколько, например, у «Васку» сосьос, регулярно платящих членские взносы?

Я вам назвал цифру, которая отражает место этих взносов в общей структуре доходов – два процента, и она говорит сама за себя. Это, конечно, очень мало: мы это понимаем и мы собираемся работать и над этой проблемой. Увы, есть обстоятельства, которые препятствуют тому, чтобы количество наших сосьос росло с той скоростью, которую мы могли бы считать хотя бы удовлетворительной. Первая проблема состоит, собственно, в том, что 60 процентов наших болельщиков живут за пределами Рио. Понятно, что с ними работать труднее, чем с кариоками: билеты, абонементы им не продашь, надо предлагать различные льготы, скидки, накопительные программы -- и все равно размеры их взносов будут существенно меньше, чем у тех же кариок.

21 апреля 1927 года. Торжественное открытие стадиона "Сан-Жануарио", построенного на пожертвования болельщиков "Васку да Гама"

Фасад стадиона "Сан-Жануарио", охраняемого государством  памятника архитектуры первой трети XX века

Так выглядит "Сан-Жануарио" изнутри. Занятная деталь: это -- один из очень немногих в мире стадионов, где скамейки запасных находятся не у боковой линии, а за воротами

А вторая проблема – это наш стадион. Для того времени, когда его построили, это в 1927 году было, он, конечно, был хорош. Не зря до того, как появилась «Маракана», национальная сборная свои матчи проводила именно на «Сан –Жануарио». Но – с тех пор прошло шестьдесят с лишним лет, а арена по большому счету не изменилась. Современным требованиям она, разумеется, не отвечает: почти половина из 25 тысяч мест остается стоячими, козырек закрывает не все трибуны, про индивидуальные вип-ложи в европейском, скажем так, понимании, применительно к этому стадиону говорить просто смешно, питания нормального здесь не организуешь... И так далее, и тому подобное…

В общем, вы понимаете, о чем я: для людей, которые живут в Рио и хотят стать нашими сосьос, главным стимулом платить членские взносы является предоставляемая взамен возможность первоочередного права на приобретение сезонного абонемента в условиях, когда этот абонемент является дефицитом. А у нас сейчас за абонементами очереди не наблюдается: на прошлый сезон их было продано что-то около 18 тысяч, такова же сейчас и примерная средняя посещаемость домашних матчей, и вот многом это следствие нынешнего состояния арены. Я знаю немало наших болельщиков, которым теперешний «Сан-Жануарио» не нравится. Хотя есть у нас держатели абонементов, так называемые «бессмертные», которые и на этом стадионе от них ни за что не откажутся.

Почему?

Потому, что они им достались по наследству, для них ходить по этим абонементам на этот стадион значит чтить память предков. Ну, и плюс к тому они достались им абсолютно бесплатно, а потом от них также бесплатно перейдут их детям, внукам… Этих абонементов всего тысяча и изначально, в 1927 году, они были выписаны тем болельщикам, кто сделал наиболее значительные пожертвования на строительство стадиона. И тогда же было оговорено, что они могут пользоваться ими пожизненно и передавать их по наследству членам своих семей, и так – из поколения в поколение. Насколько я знаю, с тех пор ни один из потомков тех людей своего абонемента не сдал.

Одна из трибун "Сан-Жануарио". На верхнем ярусе -- места для "бессмертных"

Руководитель латиноамериканской  стажировки факультета "Менеджмент в игровых видах спорта" бизнес -школы RMA Кирилл Кулаков с сеньорой Анжелиной, уборщицей клубного музея и непревзойденным знатоком клубной истории (стаж работы в "Васку да Гама" -- 35 лет) 

Это, конечно, очень красивая традиция, но не сложно заметить, что клубу она экономически не выгодна. Сейчас, пока стадион все равно не заполняется на сто процентов, особого убытка это нам не наносит, но представьте себе, что когда –нибудь он все-таки будет заполняться и спрос на билеты будет превышать предложение. Тогда будет получаться, что мы в ситуации, когда на этих абонементах можно было бы заработать, и очень неплохо, вместо этого фактически раздаем их бесплатно… Я не знаю, как этот вопрос будет решен, если дело дойдет –таки до кардинальной реконструкции «Сан-Жануарио»… Например, в Порту – Алегри на старом стадионе «Гремио» такие места тоже имелись, а когда они построили новый, то клуб решил, что на места на нем права «бессмертных» уже не распространяются… Недовольных, конечно, было много, но что же поделаешь: недовольные найдутся всегда…

Планы реконструкции «Сан-Жануарио» действительно существуют?

Сами мы, разумеется, такой проект не потянем. Но – у нас есть надежда, что нам поможет государство. Вы знаете, в 2016 году в Рио пройдет Олимпиада, и согласно предварительному плану, на нашем стадионе должны играться регбийные матчи. Совершенно очевидно, что в нынешнем состоянии эта арена для соревнований такого уровня абсолютно непригодна, так что…

Та самая капелла Девы Марии. На памятной доске, установленной Спортивной конфедерацией Бразилии -- слова благодарности Богоматери за небесное покровительство, оказанное национальной сборной в 1958 году, когда она впервые в своей истории стала чемпионом мира  

Другое дело, что эта реконструкция точно не будет простой, в том числе и в силу опять – таки некоторых клубных традиций. Вот вы, например, заметили, что на нашей арене не четыре трибуны, а три? И если потребуется достроить четвертую, а на олимпийском стадионе это наверняка потребуется, то тут же возникнет вопрос: а как быть с капеллой девы Марии Победы, которая сейчас стоит как раз на том месте, где теоретически должна стоять четвертая трибуна? Нужно ли ее вписать в ансамбль, или перенести в другое место, или еще что –то такое сделать? Но – элементарно взять ее и снести, нет, это не получится. Потому что это не просто какая-то там бетонная постройка, а это место священное для наших болельщиков. Знаете, многие завещают после смерти свой прах возле этой капеллы развеять – этой традиции много лет.

Стадион "Сан-Жануарио". Группа студентов факультета "Менеджмент в игровых видах спорта" RMA, участвующих в латиноамериканской стажировке, у статуи Ромарио. Она была установлена в 2010 году в честь тысячного гола "Коротышки", забитого именно здесь. Три года спустя президент Роберто Динамит пригрозил демонтировать монумент: таков был его ответ на критику, которой Ромарио подверг "Васку" после того, как клуб разорвал контракт с его сыном Ромариньо. Не добавило теплоты в отношения между Ромарио и его alma mater и недавнее судебное решение, согласно которому "Васку" обязан выплатить своему бывшему игроку 9 миллионов долларов в счет давних долгов по зарплате, а также за использование его образа в коммерческих целях... Тут бы, конечно, и снести уже памятник. Но он, как видите, пока держится.        

Ромарио и Ромариньо

Вот вы много говорили о несовершенстве вашего нынешнего стадиона. Однако, какой бы он ни был, в течение последних нескольких лет, пока «Маракана» была закрыта на реконструкцию, он оставался единственным в Рио-де-Жанейро стадионом, пригодным для проведения игр чемпионатов штата и Бразилии. На протяжение всего этого времени «Флуминенсе» и «Фламенго» играли свои домашние матчи на стадионе в Волта Редонда в 130 километрах от Рио, а после закрытия «Энженьяо» туда же перебрался и «Ботафого». Неужели никто из них не обращался к вам с предожением об аренде стадиона? Для вас опять – таки это был бы столь необходимый вам дополнительный заработок.

Были, были такие предложения. В частности, обращался «Ботафого». И мы бы, наверное, пошли бы им навстречу, если бы они не выставили нам одно условие, на которое мы согласиться никак не могли. Вы знаете, у нас по регламенту чемпионата Рио, хозяева должны предоставить болельщикам гостей 10 процентов мест на стадионе. А они хотели, чтобы «Васку» на первый в сезоне матч с ними, там, где хозяевами были мы, отдал бы им пятьдесят процентов билетов. А на второй, где мы формально были бы гостями, чтобы все было по регламенту: то есть 90 процентов билетов -- «Ботафого», а нам – всего десять. Само собой, мы на это не пошли. Чтобы мы своему самому принципиальному сопернику своими руками отдали собственный стадион…

Я понимаю, кому –то может показаться, что мы из-за каких –то там двух игр отказались от весьма выгодного предложения и от денег, которые нам в нашем нынешнем положении действительно очень нужны, но я вам вот что скажу. Если бы мы так поступили, наши болельщики нас никогда бы за это не простили, и мы в итоге потеряли бы гораздо больше, чем приобрели. Потому, что деньги деньгами, но гордость, чувство собственного достоинства у клуба тоже должны быть. Это – выше денег.

Петр БРАНТОВ

Все новости >