Выбрать обучение
«Состояние уличной еды за 15 лет не сильно изменилось»
Назад
14 Октября

«Состояние уличной еды за 15 лет не сильно изменилось»

«Российская газета» публикует колонку сооснователя сети лапшичных «Воккер», преподавателя факультета «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии» Алексея Гисака, который рассказал, почему рынок уличной еды можно описать прилагательным «законсервированный» и на можно ли на что-то надеяться. Предлагаем вашему вниманию этот текст.

Стритфуд - это еда, которую продают в городе прямо на улицах. Причем исторически это была еда традиционная, в основном быстро приготовленная и недорогая, доступная широким массам. Предназначенная тем, кто не хочет или не может ходить обедать по ресторанам, а с развитием мегаполисов и тем, кто экономит время, хочет перекусить быстро, пусть даже и на ходу. Собственно, в современном городе, где все спешат и все опаздывают, стритфуд - это неотъемлемая часть жизни, а его разнообразие, на мой взгляд, характеризует степень развития мегаполиса. Ибо это всегда удобная и необходимая еда для активного горожанина, менеджера, туриста или банкира, всех, кто перемещается по городу и экономит время. В общем, стритфуд - это удобный к поеданию на ходу уличный фастфуд.

Собственно, состояние уличной еды в Москве за последние 15 лет не сильно изменилось - его можно описать прилагательным «законсервированный». Это либо традиционный восточный бизнес в виде шаурмы, не всегда отвечающей нормам санитарии и ставшей метафорой некачественного стритфуда (хотя надо признать - отдельные экземпляры очень даже выдающиеся), либо русские беляши и всевозможные пирожки, качество которых тоже зачастую вызывает вопросы, либо сетевики из девяностых - блины, хот-доги и картошка. Выбор не слишком разнообразный. Ярким пятном на рынке стритфуда были еще палатки с китайской едой «Хуан Хэ», ставшие потом «Рикшей и Ваном», но они были, да успешно сплыли к середине двухтысячных.

Конечно, интересные и вкусные проекты в городе тоже существуют - будь то микрозаведение Меаt Point на Никитской, вагончик «Дары природы», лоточки «Пян-Се» или окно на Стрелке от «Бургер Бразерс» - но это скорее приятное исключение, нежели общегородская тенденция. Безвкусица в прямом и переносном смысле преобладает.

У всего этого достаточно понятные корни - развивать уличную еду никому никогда не было нужно - ни чиновники, ни коммерсанты, выигрывавшие префектурные тендеры год за годом, не ставили своей задачей делать «круто» - уличная еда воспринималась как тактический способ «срубить побольше». Особняком, стараясь все-таки делать уличную еду чуть прогрессивнее и более похожей на европейские аналоги, стояли «Теремок», «Крошка-картошка» и «Стардогs» - проекты, которые, объединившись в ассоциацию, умудрялись отстаивать свои интересы, следить за корректностью проводимых тендеров и все-таки получать места. Вот так это все жило и не особо видоизменялось последние 15 лет - со всеми сносами и переносами ларьков и палаток.

Единственным проводником уличной еды был «Пикник «Афиши», который год за годом старался собирать на своем фуд-корте как можно больше интересных участников. Мы тоже побывали там в 2010 году, и это была очень удачная проба пера в формате уличной еды.

В течение пары лет ситуация стала меняться, стали появляться тематические мероприятия, посвященные новой уличной еде, сначала на «Ламбаде-маркет», а затем и на «Городском маркете еды» вдруг возникли молодые ребята, старающиеся готовить интересную уличную еду, которую они видели в Европе, Азии или Америке. Это были люди новой формации, с непрофильным образованием, пришедшие в основном из медиаиндустрии или рекламы и искренне старающиеся дать городу что-то новое и сделать «как там» - молодой креативный класс, для которых еда стала новой модной «фишкой». С этого и началась волна нового стритфуда, ставшая в этом году настоящим бумом.

Но несмотря на такой позитивный тренд, на огромное количество желающих готовить уличную еду, все они пока остаются героями резерваций - именно маркетов еды и прочих городских мероприятий и некоторых городских парков (надо отдать их дирекциям, департаменту культуры и Мосгорпарку должное), где появились и даже обжились единичные их представители. Присутствие нового стритфуда с разнообразным и более качественным предложением в городе в целом как было, так и остается несущественным.

И это похоже на междусобойчик, процесс ради процесса - поскольку эти фестивали уличной еды не являются релевантным отражением того, что существует в городе. И это тоже понятно - во-первых, мобильная торговля по-прежнему не является мобильной, вход на рынок небольших стационарных объектов сложен и забюрократизирован, а департамент торговли, не стесняясь, говорит, что уличная еда городу в принципе не нужна. Во-вторых, сам климат против стритфудеров - 6 месяцев в году есть у нас на улицах просто холодно. В-третьих, емкость маленьких помещений в городе и уже существующих небольших стационарных объектов достаточно ограниченна и появления хаотичных палаточных рядов возле метро город не допустит. В-четвертых, самим молодым участникам маркета во многом не хватает базовых знаний, чтобы из единичных активностей для друзей превратить это в постоянный бизнес и кормить не только друзей и фудиз на фестивалях, но и рядовых горожан.

Читать далее...

Регистрация
Вход
Учитесь у лидеров индустрии
Войдите в аккаунт, чтобы начать учиться
На указанную почту выслано письмо с инструкцией по восстановлению пароля

Оставить заявку на обучение

Наши консультанты свяжутся с Вами и ответят на любые вопросы о процессе обучения.
Спасибо за обращение!
Спасибо за вашу заявку!
Мы скоро свяжемся с вами.
Мы собираем файлы cookie и применяем рекомендательные технологии
Спасибо за регистрацию! Вам на почту отправлено письмо с инструкциями для подтверждения аккаунта.