Лекция «Правовое регулирование деятельности спортсменов и тренеров. Практика разрешения споров в спорте»
В четверг, 6 апреля на факультете «Менеджмент в игровых видах спорта» состоится лекция, которую для студентов групп «С-58» и «С-59» прочитает юрист компании SILA International Lawyers Дарья Лукиенко. Тема: «Правовое регулирование работы спортсменов и тренеров. Практика спортивных споров». Начало в 19.00. Аудитория DEE II.При подготовке рекомендуем ознакомиться с интервью, которое дал порталу «Чемпионат» управляющий партнер SILA Юрий Зайцев.
Дарья Лукиенко. Фото: ru.silalawers.com
«Индивидуальность контракта зависит от калибра игрока»
Юрий Зайцев — один из самых известных спортивных юристов в российском футболе. Начинал карьеру, работая в РФС, а потом открыл собственную частную практику. Он рассказал об особенностях футбольного права, работе КДК и CAS, системе премий и штрафов в наших клубах, составлении контрактов и привлечении болельщиков к ответственности за нарушения на трибунах.
Профессия спортивного юриста весьма специфична, и без особой подготовки и определённого опыта в ней приходится очень нелегко, — поясняет Юрий Зайцев. — Мне повезло: когда я учился на третьем курсе МГЮА, у нас создавалась специализация «Юрист в области спорта, шоу-бизнеса и рекламы».
Поскольку футбол я люблю с детства, варианта не пойти туда просто не было. Руководителем нашим был Денис Рогачев, ныне являющийся заместителем исполнительного директора РФС. Он пригласил меня на практику в юридический отдел союза, и после окончания академии я стал работать в организации. Ну а покинув РФС спустя несколько лет, я открыл частную юридическую практику в области спорта.
С чем чаще всего приходится работать спортивным юристам? Регламенты? Контракты?
Главное, конечно, — знать и уметь применять спортивные регламенты. Если обычный юрист работает с законами, которые легко найти в общем доступе, то спортивный — с регламентами, которых очень много, не все можно свободно найти, и далеко не все регламенты между собой состыковываются, поскольку в отличие от тех же законов, проходящих сотни согласований до принятия, они не анализируются столь тщательно.
Кроме того, в спортивном праве огромную роль играют решения Лозаннского спортивного арбитража (CAS), чью правоприменительную практику надо обязательно учитывать.
Юрий Зайцев проводит занятие на факультете Менеджмент в игровых видах спорта. Фото: RMA
Самая свежая история, связанная с CAS, — это решение по так называемому «делу о петарде». Судя по нему, Лозаннский суд ориентируется в основном на соответствие принятого местным дисциплинарным органом решения местным же регламентам.
Всё зависит от категории спора. Поскольку в случае с «Зенитом» и «Динамо» это был национальный спор, CAS, скорее всего, руководствовался именно российскими регламентными нормами, в частности нашим дисциплинарным регламентом и регламентом чемпионата России.
Насколько отечественные регламенты соответствуют стандартам европейского футбола? Наши футбольные законы ведь принято ругать.
Они не сильно отличаются от международных, поскольку разрабатываются на их основе. К примеру, регламент по статусу и переходам футболистов во многом повторяет аналогичный документ ФИФА. Но если международные нормы, как правило, лаконичные, то в национальных прописаны детали и нюансы. Похожим образом ситуация обстоит с дисциплинарным регламентом, который у нас гораздо больше конкретизирован — за какое нарушение что полагается. Так проще и КДК работать, когда всё разложено по полочкам.
Тем не менее недовольные решениями комитета появляются постоянно, и его зачастую упрекают и в предвзятости.
Футбол — это игра, эмоции, которые никуда не деть. Поэтому недовольные решениями КДК будут всегда. Причём даже в простейших случаях. Скажем, показана красная карточка за агрессивное поведение, за которое предусмотрена четырёхматчевая дисквалификация.
КДК выносит единственное возможное решение, но на следующий день всё равно читаешь в газетах, в Интернете, какие они дураки, потому что за такое нарушение надо наказывать строже или мягче. Мне кажется, обвинять комитет в двойных стандартах неправильно.
У вас как у юриста никогда не возникало сомнений в решениях КДК, в трактовке тех или иных эпизодов?
Не могу вспомнить, чтобы у меня были серьёзные претензии к ним. Некоторое время я работал секретарём КДК и знаю, что там трепетно относятся к регламенту, руководствуясь исключительно им. Другое дело, что в регламенте встречаются и нечёткости, дающие возможность поспорить с комитетом. Но написать совершенный документ, предусматривающий все возможные случаи из жизни, нереально.
Даже в такой фундаментальный документ, как Уголовный кодекс, постоянно вносятся поправки, число которых перевалило, кажется, уже за тысячу. Так что совершенствовать документ на основе прецедентов — нормальная практика, при условии, что это происходит не в разгар сезона, поскольку по ходу игры правила меняться не должны.
В межсезонье — пожалуйста. Тем более что регламент турнира попадает перед принятием в клубы, которые могут ознакомиться с его содержанием, что-то оспорить, предложить коррективы. Поэтому когда слышишь, что в той или иной команде недовольны регламентом чемпионата, возникает вопрос: когда вы утверждали его на общем собрании РФПЛ, вы разве этого не видели?