Новости
Выбор факультета
13 апреля 2020

Швед часто говорит нам: «Давайте сделаем что-нибудь доброе» (ФОТО и ВИДЕО)

В интервью сайту RMA выпускники факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» Ольга Крылова* и Дмитрий Корнеев**, возглавляющие соответственно пресс-службу и маркетинговый отдел баскетбольного клуба «Химки», рассказывают о своем пути в профессию, работе с болельщиками, выдающихся человеческих качествах Алексея Шведа и Энтони Гилла, преимуществах игры в Мытищах, достижениях клубного телевидения и о том, какую роль в их жизни сыграло обучение в бизнес-школе.

Давайте начнем нашу беседу с рассказа о том, как вы оказались в индустрии спорта и конкретно в баскетбольном клубе «Химки». Ольга, вы — первая.


Ольга Крылова


Ольга Крылова: История моих взаимоотношений со спортом, она, наверное, нетипичная, для девушки во всяком случае. Дело в том, что я с самого детства мечтала о том, чтобы в спорте так или иначе оказаться. Но при этом — не в качестве профессиональной спортсменки.

Я прекрасно помню, что лет в тринадцать я уже представляла себя кем-то вроде того, кем я в итоге и стала.

У меня прямо ясная картина перед глазами стояла — вот идет пресс-конференция, вот тренер сидит перед журналистами, а рядом — я, руковожу процессом, предоставляю слово одному изданию, затем — другому.

Хотя в мечтах моих это не был баскетбол, скорее — футбол.

Родители меня всегда поддерживали, но они считали, что поработать в спорте я всегда успею, а сперва надо получить нормальное, как они говорили, образование. И я его в итоге пошла получать — поступила в педагогический университет и там изучала социологию и политологию.

Потом, на четвертом уже курсе, узнала о существовании RMA, спортивного факультета, и все вспыхнуло с новой силой.

Помню, я тогда пошла к папе, попросила помочь мне с деньгами на обучение, ну и он уже, наверное, тогда окончательно понял, что для меня работа в спорте не блажь, а, можно сказать, смысл жизни.

Словом, в деньгах он мне не отказал. Папа вообще всегда был моим самым главным болельщиком.


А дальше?

О.К.: А дальше получилось так, что в самом начале 2007 года я параллельно с учебой пошла стажироваться в «Советский Спорт». И они меня из-за того, что я владею иностранными языками, определили каким-то самым младшим помощником пресс-атташе как раз в «Химки».

А всего через два года, мне тогда было двадцать три, я уже сама стала руководителем пресс-службы. Вот с тех пор ее и возглавляю.


Дмитрий, а вы какими судьбами в «Химках»?

Дмитрий Корнеев: История, в общем, похожая. С детства любил спорт, любил смотреть баскетбол — и мужской, и женский. Образование тоже получил далеко не спортивное — юридическое. И по этой специальности отработал почти десять лет.


Дмитрий Корнеев


Потом увидел рекламу RMA, в 2014 году поступил, во время обучения прошел несколько стажировок на матчах «Химок» в Кубке Европы, работал на них вот как раз под руководством Ольги.

Потом диплом защитил на тему «Разработка маркетинговой стратегии БК «Химки» — сейчас по прошествии времени понимаю, что много всякой ерунды там понаписал...


Тем не менее, это не помешало вам со временем как раз маркетинговый отдел и возглавить...

Д.К.: Да, но почему именно мне эту должность доверили, я до сих пор, честно говоря, не очень понимаю...

О.К.: Зато я понимаю. Он просто скромничает, а я могу сказать. В том, что Диму пригласили в «Химки» и он здесь быстро продвинулся, очень большую роль сыграло то обстоятельство, что он сам всегда стремился и стремится к профессиональному росту, готов клубу помогать в каком угодно качестве, готов, если нужно, браться за любую работу.

Не ко всякому менеджеру можно обратиться, например, с просьбой подменить во время матча приболевшего продавца программок. А Дима в этом плане был абсолютно безотказный: что реально клубу здесь и сейчас требовалось, тем он и готов был заниматься, не считая, что это его как-то задевает, унижает, или еще что-то.

Это вообще в наше время, когда многие новички себя сразу ощущают состоявшимися крутыми специалистами, довольно редкое и очень ценное качество.


Давайте поговорим непосредственно о вашей работе. Сначала вопрос Ольге: что входит в обязанности медиа директора баскетбольного клуба «Химки»?

Ну, во- первых, это, конечно, некий набор функций, традиционный для данной должности и во всех клубах более или менее одинаковый.

Я имею в виду общее формирование информационной политики и информационной повестки, наполнение контентом, прежде всего новостным, клубного сайта и клубных соцсетей, работа с клубным телевидением, и, разумеется, взаимодействие со СМИ.

Но помимо этого есть и еще какая-то ответственность, которую мне по штату брать на себя вроде и не положено, но я ее все равно беру.


Например?

О.К.: Знаете, я уже тринадцать лет в клубе. И все это время я старалась и сейчас стараюсь быть как можно ближе к команде, работать как на ее интересы в целом, так и быть полезной каждому отдельно взятому ее члену.

Вплоть до того, что могу выполнять какие-то личные просьбы игроков. Например, как-то помочь с бизнесом, которым некоторые из них занимаются, или достать билеты для родственников на Матч Звезд, или найти школу для ребенка, или что-то еще в таком роде.

Или, если чувствую, что в этом есть необходимость, могу поучаствовать в разруливании каких-то внутрикомандных ситуаций. Знаете, бывает такое, что между членами команды или между игроком и окружением клуба возникает не скажу конфликт, но — недопонимание.

Бывает, нужно донести до руководства, до игрока или до тренера какую-то мысль, помочь им найти точки соприкосновения.

Это очень тонкий момент, и, конечно, я вообще не претендую на то, чтобы действовать в обход субординации, влезать в компетенции тренерского штаба или того же руководства — Боже упаси! Но деликатно, по-женски, я поговорить могу, и иногда, честно, были такие моменты, когда мне казалось, что такие разговоры шли на пользу и общекомандной работе, и атмосфере.


Дмитрий, теперь вы. Чем занят руководитель маркетингового отдела «Химок»?

Д.К.: Руководитель маркетингового отдела занят, как несложно догадаться, маркетингом, то есть продвижением клуба на рынке.

И под это определение подпадает буквально все — и размещение наружной рекламы, и работа с болельщиками, и организация всевозможных встреч, автограф-сессий и прочих активностей с участием наших звезд...


Вот как раз про звезд я и хотел спросить. У вас их сейчас достаточно много: это и главный тренер Римас Куртинайтис, великий баскетболист и настоящий харизматик, и Алексей Швед, и Тимофей Мозгов, и два Сергея — Моня и Карасев. И что, у всех у них в контрактах прописано, что они обязаны участвовать в таком-то и таком-то количестве маркетинговых мероприятий за сезон?


Римас Куртинайтис


Д.К.: Да, в контрактах у них есть пункт, согласно которому они должны в этом участвовать. Но что касается конкретного количества мероприятий... Понимаете, очень сложно требовать таких обязательств от профессиональных спортсменов, которые играют по три матча в неделю. Плюс перелеты...

Хотя сами они понимают, что это для клуба важно и стараются, по возможности, нам в наших просьбах не отказывать.

Вот, например, тот же Швед: у нас был случай накануне одного матча в Евролиге, когда мы попросили его записать аудиообращение к болельщикам, которые еще не купили билеты на игру.

Он записал, и потом мы людей из нашей базы обзванивали от его имени и его голосом: «Алло, это Алексей Швед, не бросайте трубку... Сейчас пришлю вам промо-код на покупку билета...» Примерно в таком духе.


Алексей Швед


И, кстати, это очень хороший результат принесло. В Мытищах, где мы играем международные матчи, был аншлаг — 7 тысяч человек на матч пришли.

О.К.: Швед вообще в плане работы с болельщиками просто кладезь. Вот вы спрашивали по поводу контрактных обязательств, но дело в том, что он и сам, помимо всяких обязательств, готов инициировать какие-то значимые акции, которые ему, можно сказать, его сердце подсказывает.

Он не говорит и, может быть, даже не думает при этом ни о каком маркетинге, просто предлагает: «Давайте сделаем что-нибудь доброе...». Или сам, ни с кем не советуясь, что-то подобное делает.

Например, как вы, наверное, знаете, он был признан MVP последнего Матча Звезд, и ему, как обладателю этого титула, был положен денежный приз — полмиллиона рублей. Так вот, все эти деньги он передал на благотворительные цели.





Да, это не маркетинг, это именно что благотворительность. Но, согласитесь, когда лидер баскетбольного клуба, один из тех игроков, с кем этот клуб устойчиво ассоциируется, ведет себя подобным образом, это во многом определяет искреннее расположение людей не только к нему самому, но и к команде, за которую он выступает.


Безусловно. А можете еще рассказать о каких-то мероприятиях, предпринятых по инициативе Шведа?

О.К.: Ну, например, года полтора назад он накануне первого сентября помог довольно большой группе детей из малообеспеченных детей собраться в школу. Это опять-таки был его собственный порыв, а мы только поспособствовали тому, чтобы все это было соответствующим образом организовано.




У нас в «Химках» есть «Детский мир», и Алексей вместе с ребятами туда отправился для того, чтобы они могли выбрать себе подходящие рюкзаки, пеналы, тетради, ручки, альбомы для рисования и вообще все, что необходимо для учебы. И он все эти покупки оплатил. Плюс еще другие подарки ребятам сделал, какие-то игрушки.


А что другие ваши звезды? Они Шведа в его начинаниях поддерживают?

Д.К.: Тут сложно сказать, кто кого поддерживает или нет, но, конечно, у нас и помимо Алексея в команде много ребят, для которых социальная ответственность — не пустой звук.

Вот, например, Энтони Гилл, американец. Он у наших болельщиков — без всякого преувеличения любимый легионер, с ним все всегда хотят сфотографироваться, взять автограф, его несколько раз выбирали на Матч Звезд, и так далее.


Энтони Гилл


И очевидно, что любят его не только за игру, хотя он действительно очень сильный баскетболист, но и за человеческие качества, за то, что он абсолютно искренне пытается понять страну, в которой сейчас живет, понять наших людей, и не только понять, но тем, кто в этом нуждается, еще и помочь по мере сил.

Он, например, несколько раз просил нас организовать ему и его жене Дженне поездку в приют для бездомных — есть у нас в Химках такое учреждение, называется «Теплый прием».

И они туда действительно приезжали, привезли целую машину всевозможных продуктов — крупы, консервов, макарон, овощей, сладостей, и потом очень долго с людьми, которые в этом приюте живут, общались, выслушивали их истории, что-то о своей жизни рассказывали, в общем — старались всячески этих мужчин и женщин в их весьма непростой ситуации поддержать.




О.К.: Да, а в другой раз Тони с женой встречались с воспитанниками детского дома, а потом — с женщинами, которые в одиночку, без мужей воспитывают детей.

Он постоянно о чем-то таком нас просит. Говорит: «Я знаю, что мне в жизни очень повезло, мне многое дано, и я должен этим делиться с теми, у кого все не так удачно сложилось».

Я уверена, что в России нет другого иностранного баскетболиста, который столько времени тратил бы именно на благотворительность. Он в этом смысле абсолютно уникальный человек.


Это очень здорово, и это действительно вызывает и чувство благодарности, и симпатию, и уважение. Но, с другой стороны, бездомные, сироты и одинокие матери едва ли являются целевой аудиторией баскетбольного клуба «Химки»...

О.К.: Я понимаю, к чему вы клоните, и могу, немного перефразировав, повторить то, что уже сегодня говорила: наш клуб позиционирует себя как команду города Химки, как команду Московской области, мы — неотъемлемая часть здешнего коммьюнити.

Это значит, что мы не отделяем себя от местных жителей, кем бы они ни были, от их радостей и проблем, и именно потому, что люди это знают и чувствуют, они платят нам взаимностью — с посещаемостью что в Единой лиге ВТБ, что в Евролиге все у нас обстоит благополучно...





Д.К.: А потом наша работа не ограничивается же только организацией визитов в приюты для бездомных и детские дома. У нас в течение года проходит множество мероприятий, ориентированных именно на целевую аудиторию, на тех, кто регулярно ходит на наши игры, на тех, кто приобретает билеты и сезонные абонементы.

Этой категории болельщиков мы регулярно предоставляем возможность самим поиграть в баскетбол на нашем домашнем паркете, для абонементщиков помимо этого — организуем эксклюзивные встречи с командой в абсолютно неформальной обстановке.

То есть они сидят, пьют чай, говорят вообще о чем угодно, вовсе не только о спортивных задачах и результатах, но и о каких-то чисто житейских делах: игрокам, кстати, такой формат очень нравится...

О.К.: Мы вообще стараемся быть командой, максимально для своих поклонников открытой. И в достижении этой цели нам сейчас очень помогает наше клубное телевидение.

Думаю, по качеству видеоконтента мы сейчас опережаем все остальные клубы Единой Лиги.


А что в нем такого особенного?

О.К.: Там на самом деле особенный автор. Зовут его Данил Немыкин. Мы с ним какое-то время назад познакомились почти случайно.

Он просто ходил на матчи «Химок», делал какие-то ролики, выкладывал их в сеть. В общем, это был такой фанатский видеоблог, достаточно обычный. А потом вдруг Даня пришел ко мне и говорит: «Я хочу делать клубное телевидение...»

У нас на тот момент уже был канал Khimkibasket TV на Youtube, но Даня привнес в него много нового. Основная идея — показать не столько сам баскетбол, сколько то, что вокруг него, такое баскетбольное закулисье.




Самое ценное на этом канале — это командные видео в те моменты, которые обычно от глаз болельщиков скрыты. То есть, это могут быть сюжеты, снятые на тренировках, в раздевалке, в самолете по пути на матч, в тренажерном зале, и так далее.




И самая главная Данина заслуга, его особый дар — это то, что игроки, даже самые закрытые и не любящие к себе дополнительного внимания, на него и на его камеру реагируют абсолютно спокойно и расслабленно.

Он что-то у них спрашивает, шутит с ними, подкалывает, и они ему отвечают совершенно в том же духе, как своему. Это очень естественно получается, очень гармонично, не искусственно, и поэтому это действительно интересно смотреть.




Вы играете на двух площадках — матчи Единой Лиги ВТБ в баскетбольном центре «Химки», а международные вот уже пять лет — на арене «Мытищи». Если посмотреть на карту, между двумя этими точками что-то около 30 километров. Это не создает дополнительных проблем для клуба и его болельщиков, ведь основное ядро вашей аудитории это все-таки жители именно Химок?

Д.К.: Тут нужно понимать, что перенос наших матчей в Евролиге в Мытищи было мерой вынужденной, поскольку химкинский Центр не соответствует регламенту этого турнира в плане вместимости: там требуется стадион минимум на 5 тысяч, а в Химках — всего три с половиной.


Баскетбольный центр «Химки»


Поэтому, когда клуб в 2015 году мытищинскую арену заявил в качестве домашней площадки для Евролиги, определенные опасения по поводу того, как и кем она будет заполняться, у нас, конечно, были.


Арена «Мытищи»


Впрочем, сейчас я могу сказать, что проблем с посещаемостью матчей в Мытищах мы не испытываем, и даже больше того — благодаря появлению этой новой локации, мы смогли нарастить нашу аудиторию. Этому способствовал целый ряд факторов.

Во-первых, до нас в Мытищах был хоккейный клуб «Атлант», который на протяжении десяти лет базировался и играл как раз на этой самой арене, но был расформирован. И нам удалось, так сказать, перезамкнуть на себя довольно значительную часть его болельщиков, которые фактически остались без команды, и очень по этому поводу переживали.

Второй момент — в самих в Мытищах, и в их ближайших окрестностях функционируют несколько детско-юношеских спортшкол, в том числе и баскетбольная. Поэтому Мытищи — это город, в котором многие люди любили баскетбол еще до того, как здесь начал играть наш клуб.

С этими людьми была проведена большая работа, клуб организовал масштабную рекламную кампанию, клуб предложил нашим зрителям не только баскетбол, но и зрелищную шоу-программу, и предматчевые мини-концерты популярных исполнителей, и многое другое.

Как результат: многие жители Мытищ действительно стали покупать билеты и ходить на наши матчи.

Ну, а для тех наших болельщиков, кто живет в Химках, в дни, когда клуб играет в Мытищах, мы организуем специальные автобусы. То есть, люди, имея на руках билет или сезонный абонемент, могут, не неся уже никаких других расходов, добраться из нашего города до места проведения игры, а по ее окончании вернуться обратно.


В завершение нашего разговора хочу спросить вас о том, какую роль в вашей жизни и профессиональной деятельности сыграло обучение в RMA?

Д.К.: Я могу сказать, что это была абсолютно ключевая роль. Я очень люблю свою нынешнюю работу, а ведь если бы я в свое время не пошел учиться в RMA, если бы не познакомился с тогдашним руководителем факультета Камилой Летифовой, если бы не прошел те стажировки, о которых рассказывал, у меня этой работы наверняка не было бы. Хорошо, что все случилось так, как случилось.

О.К.: Я отлично помню, что еще только поступив в RMA и прослушав несколько первых лекций, я испытала огромную радость от сознания того, что оказалась в правильном месте. Я поняла, я убедилась в том, что здесь меня действительно могут научить тому, чему я хочу научиться.

И, кстати сказать, сейчас я чувствую, что пришла уже пора делиться тем, чему меня здесь научили, чему я сама за это время научилась. У меня есть в этом потребность, есть амбиции преподавать.

Спасибо RMA за то, что согласились меня в этом качестве попробовать. Предварительно мы уже договорились, скоро начнем.

* С 2021 года Ольга Крылова работает медиа-директором ХК Спартак-Москва.

** С 2021 года Дмитрий Корнеев работает менеджером коммерческого департамента ХК Спартак-Москва.
Все новости >