Новости
Выбор факультета
12 августа 2020

«Во время обучения вы научитесь смотреть на спорт с другой стороны»

В 2020 году мы празднуем двадцатилетие и продолжаем рассказывать о людях, которые учатся и преподают в бизнес-школе RMA. В рамках серии интервью мы поговорим с нашими выпускниками, которые не только достигли высокого уровня в своей профессии, но и сами начали преподавать в альма-матер.

Сегодня публикуем интервью с руководителем Publicis Sport & Entertainment Марией Лиховид, которая закончила обучение в группе «С-41» в 2017 году, а теперь сама читает лекции студентам факультета «Менеджмент в игровых видах спорта».




Зачем вы приходили учиться на факультет «Менеджмент в игровых видах спорта»?

Я училась на юридическом факультете, и уже тогда больше всего меня тянуло к спорту, шоу-бизнесу и рекламе. После окончания вуза какое-то время я работала юристом, но потом поняла, что достигла потолка в своей деятельности и даже разочаровалась в ней. Поэтому решила развиваться в новых направлениях, и именно в тех, что мне были близки. Я выбрала спортивный факультет, потому что мне всегда было интересно, какая работа ведется с игроками, как решаются вопросы спонсорства, как заключаются контракты. Но, честно говоря, на факультет «Менеджмент в музыкальном бизнесе» я тоже засматривалась.

А почему выбрали именно бизнес-школу RMA?

Я посмотрела много вариантов и поняла, что теоретические знания, которые даются во многих вузах и бизнес-школах потеряли свою актуальность. В RMA меня зацепил подход к подбору спикеров: учебный план состоит из лекций людей с большим опытом работы, которые продолжают работать в индустрии. Ведь в менеджменте теория в отрыве от практики уже просто не востребована. Не так важно, что ты знаешь, если ты не умеешь этого применять.

Что скажете об обучении?

Мне понравилось, потому что во время обучения я знакомилась с реальным бизнесом. Преподаватели рассказывали много историй и приводили примеры из своей каждодневной работы — так мы узнали очень много того, о чем раньше не задумывались. И дело даже не в каких-то мировых тайнах, а в элементарных вещах: как правильно поставить флагштоки с брендингом, как общаться со службой безопасности, как согласовывать оборудование на площадке. Кажется, что это неважные мелочи, что нужно думать глобально, брать масштабные проекты, но это популярное заблуждение студентов откуда-то из мира с розовыми единорогами. Любой успешный проект состоит из деталей, которые остаются за кадром.

Этому же студенты учатся на стажировках. Например, на турнирах по смешанным единоборствам Fight Nights я помогала команде режиссерско-постановочной группы под руководством Анны Веллингтон, которая тоже закончила RMA. На одном из хоккейных матчей в составе службы стюардов мы разбиралась, как проверять билеты и не пропускать контрафакт. Еще я стажировалась на Кубке конфедераций, где принимала участие в реализации спонсорского соглашения Coca-Cola — я работала с детьми, которые несли флаги и подавали мячи. Казалось бы, чему можно научиться, целый день занимаясь с детьми, но это практика управления, командной работы, тайм-менеджмента. В общем на каждой стажировке я получила свои знания и опыт, смогла с разных сторон посмотреть на подготовку разных мероприятий, и сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что в работе мне все это очень помогло.


Мария (справа) на стажировке на Fight Nights 


На работу я тоже устроилась через стажировку, между прочим. Я пришла в агентство Publicis Sport & Entertainment, чтобы работать в команде нашего преподавателя Сергея Бархударьяна. Потом у Сергея карьера пошла в другую сторону, и он порекомендовал меня на свое место.

Как вы начали преподавать в RMA?

Мне предложил преподавать Кирилл Эдуардович, и я не могла отказаться, хотя тогда не была морально к этому готова, потому не считала себя достаточным экспертом. Но когда начала читать лекции, поняла, что мне есть что рассказать.

Что для вас значит преподавание?

Преподавание для меня – это делиться опытом с ребятами, которые хотят учиться и работать в спорте, которые полны энергии и энтузиазма. Только люди с горящими глазами могут потом что-то изменить. Квалифицированные кадры индустрии нужны.

Что нужно, чтобы быть хорошим преподавателем?

Нужно профессионально развиваться, чтобы всегда давать актуальный контент. Читать один и тот же материал на протяжении нескольких лет просто недопустимо. Кстати, это касается не только контента, но и подачи: каждый раз нужно пробовать новые механики работы с аудиторией, чтобы студенты не просто слушали. Я считаю, что важно давать аудитории сразу же какое-то задание, подумать над каким-то кейсом, и тут же обсудить свои мысли с преподавателем. Это сразу закрепляет пройденный материал.

Что посоветуете студентам, которые хотят работать в спорте?

Работать в любимом клубе — это хорошая мечта, но ее не стоит ставить целью. Многие приходят учиться, потому что любят спорт и хорошо в нем разбираются, но для работы в клубе нужны не знания игры, а понимание бизнеса. Во время обучения вы научитесь смотреть на спорт с другой стороны — не как зритель, а как организатор, и избавитесь от иллюзорного восприятия этой индустрии. Тогда все будет классно, и мечта работать в любимом клубе станет реальностью.

А какие шаги помогут приблизить исполнение этой мечты?

Первый шаг — начать работать в спорте вообще. Даже если ты хочешь работать в «Спартаке», а вакансия есть только в клубе национальной или даже любительской лиги, нужно браться за эту задачу и решать. Потому что опыт, который вы получите, бесценен, и именно он приведет потом в «Спартак». Главное — быть готовым решать сложные задачи.

Хотите поздравить бизнес-школу с двадцатилетием?

Конечно, я поздравляю бизнес-школу от всей души! Я считаю, что команда RMA делает огромную, неоценимую работу. И ее результат видно с каждым годом: все больше видишь выпускников в клубах, у спортивных правообладателей, у спонсоров.

Хочу пожелать новых проектов, новых горизонтов, и, возможно, новых форматов обучения.

Все новости >